Министерство образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум»
(ГАПОУ СО «КМТ»)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
(укрупнённая группа)
Образовательная программа
подготовки специалистов среднего звена
по специальности 21.02.17 Подземная разработка полезных ископаемых
на базе основного общего образования
Квалификация выпускника
Специалист по горным работам
(квалификация)
Одобрено протоколом
педагогического совета
Протокол от 1 июля 2025 года № 12
Утверждена приказом директора
ГАПОУ СО «КМТ»
Приказ от 26 августа 2025 года № 186
Согласовано с предприятием - работодателем
Карпинск
2025 г
Оглавление
1. Общие положения ...............................................................................................................................................
1.1 Назначение образовательной программы ................................................................................... 3
1.2 Нормативные документы ............................................................................................................ 3
1.3. Перечень сокращений ................................................................................................................ 4
2. Общая характеристика образовательной программы ........................................................................................
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ........................................................................
3.1 Области профессиональной деятельности выпускника ............................................................ 6
3.2 Осваиваемые виды деятельности ................................................................................................ 6
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ....................................................................
4.1 Общие компетенции .................................................................................................................... 7
4.2 Профессиональные компетенции ............................................................................................. 10
5. Структура и содержание образовательной программы .....................................................................................
5.1 Учебный план ............................................................................................................................ 21
5.2. Календарный учебный график ................................................................................................. 22
5.3. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей .............................. 22
5.4. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы ...................... 22
5.5. Практическая подготовка ......................................................................................................... 22
5.6. Государственная итоговая аттестация ..................................................................................... 23
6. Условия реализации образовательной программы ............................................................................................
6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной программы
......................................................................................................................................................... 24
6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ......... 24
6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы ................................................. 25
6.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы ...................................... 25
Приложение № 1. Учебный план ...........................................................................................................................
Приложение № 2. Календарный учебный график .................................................................................................
Приложение № 3. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей...............................
Приложение № 4. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы ......................
Приложение № 5. Программа государственной итоговой аттестации ..................................................................
Приложение № 6. Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной программы ...............
Приложение № 7. Сведения об учебно-методическом обеспечении образовательной программы ....................
Приложение № 8. Сведения о кадровом обеспечении образовательной программы ...........................................
2
1. Общие положения
1.1 Назначение образовательной программы
Основная образовательная программа среднего профессионального образования
(далее - ООП СПО) по специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений
полезных ископаемых разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС
СПО) по специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных
ископаемых, утвержденного приказом Минпросвещения России от 26.08.2022 № 772.
ООП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 21.02.17 Подземная разработка
месторождений
полезных
ископаемых,
планируемые
результаты
освоения
образовательной программы, примерные условия реализации образовательной
программы.
ООП СПО, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается
образовательной организацией на основе требований соответствующих федеральных
государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего
профессионального
образования
и
положений
федеральной
основной
общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом
получаемой специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных
ископаемых среднего профессионального образования.
1.2 Нормативные документы
−
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
−
постановление Правительства РФ от 27.04.2024 № 555 «О целевом обучении
по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»;
−
постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 434 «Об утверждении
Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации»;
−
приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении
Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение»;
−
приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
−
приказ Минпросвещения России от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении
перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и
установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего
профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и
специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г.
№ 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования»;
−
приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
3
−
приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
−
приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся»;
−
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.04.2021 № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных
дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего
профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»;
−
письмо Минпросвещения России от 14.04.2021 № 05-401 «О направлении
методических рекомендаций»;
−
приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 № 772 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 21.02.17 Подземная разработка
месторождений полезных ископаемых»;
−
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 15.06.2020 № 341н «Об утверждении профессионального стандарта «Горнорабочий
подземный».
1.3. Перечень сокращений
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОГСЭ – общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
ЕН – естественно-научный и математический цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл/общепрофессиональная дисциплина;
П – профессиональный цикл;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс;
ПА – промежуточная аттестация;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ДПБ – дополнительный профессиональный блок;
ОПБ – обязательный профессиональный блок;
КОД – комплект оценочной документации;
ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена
4
2. Общая характеристика образовательной программы
Структура и объем ООП СПО включает:
дисциплины/ модули (базовые и профильные дисциплины; социальногуманитарный цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл);
практику учебную и производственную (по профилю специальности);
государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного
экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
В рамках ООП СПО выделяются обязательная часть и вариативная часть.
Обязательная часть направлена на формирование общих и профессиональных
компетенций, предусмотренных главой ФГОС СПО.
Вариативная часть объемом не менее 30 процентов от общего объема времени,
отведенного на освоение образовательной программы, дает возможность дальнейшего
развития общих и профессиональных компетенций, в том числе за счет расширения видов
деятельности, введения дополнительных видов деятельности, а также профессиональных
компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований
цифровой экономики.
Образовательная база
приема
Наименование
квалификации
базовой подготовки
на базе среднего общего
образования
на базе основного
общего образования
Специалист по
горным работам
Нормативный срок освоения ООП
СПО базовой подготовки при очной
форме получения образования
2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев
Объем реализации образовательной программы на базе основного общего
образования с одновременным получением среднего общего образования составляет
Учебные циклы
Недель
Аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестации
Государственная (итоговая) аттестация
Каникулярное время
Итого:
5
108,5
Часов
3832
74
17
31
0
2,5
6
34
612
1116
0
90
216
-
199
5940
3. Характеристика профессиональной деятельности
выпускника
3.1 Области профессиональной деятельности выпускника
(18) Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других
областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности
при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций
требованиям к квалификации работника.
3.2 Осваиваемые виды деятельности
- организация и контроль технологических процессов горных и взрывных работ в
соответствии с технической и нормативной документацией;
- обеспечение функционирования системы управления охраной труда и
промышленной безопасностью на участке;
- организация деятельности персонала производственного подразделения;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих: Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих: Контролер продукции обогащения.
6
4. Планируемые результаты освоения образовательной
программы
4.1 Общие компетенции
Код ОК
ОК 01
ОК 02
Формулировка
Знания, умения
компетенции
Выбирать способы
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
решения задач
профессиональном и/или социальном контексте;
профессиональной
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
деятельности
составные части; определять этапы решениязадачи;
применительно к
выявлять и эффективно искать информацию,
различным контекстам необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы; владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном
контексте; алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру плана
для решения задач; порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
Использовать
Умения: определять задачи для поиска информации;
современные средства определять необходимые источники информации;
поиска, анализа и
планировать процесс поиска; структурировать
интерпретации
получаемую информацию; выделять наиболее значимое в
информации и
перечне информации; оценивать практическую
информационные
значимость результатов поиска; оформлять результаты
технологии для
поиска, применять средства информационных технологий
выполнения задач
для решения профессиональных задач; использовать
профессиональной
современное программное обеспечение; использовать
деятельности
различные цифровые средства для решения
профессиональных задач
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления
результатов поиска информации, современные средства и
устройства информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение впрофессиональной
деятельности в том числе с использованием цифровых
средств
7
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
применятьсовременную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования; выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования; определять инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования; основы
предпринимательской деятельности; основы финансовой
грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Эффективно
Умения: организовывать работу коллективаи команды;
взаимодействовать и взаимодействовать с коллегами,руководством, клиентами в
работать в коллективе ходе профессиональной деятельности
и команде
Знания: психологические основы деятельности
коллектива, психологическиеособенности личности;
основы проектной деятельности
Осуществлять устную Умения: грамотно излагать свои мысли иоформлять
и письменную
документы по профессиональной тематике на
коммуникацию на
государственном языке, проявлять толерантность в
государственном
рабочем коллективе
языке Российской
Знания: особенности социального и культурного
Федерации с учетом контекста; правила оформления документов и построения
особенностей
устных сообщений
социального и
культурного контекста
Проявлять
Умения: описывать значимость своейспециальности;
гражданскоприменять стандарты антикоррупционного поведения
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовно-
8
нравственных
Знания: сущность гражданско- патриотической позиции,
ценностей, втом числе общечеловеческих ценностей; значимость
с учетом гармонизации профессиональной деятельности по профессии
межнациональных и (специальности); стандарты антикоррупционного
межрелигиозных
поведения и последствия его нарушения
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07
ОК 08
ОК 09
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по специальности
осуществлять работу с соблюдением принципов
бережливого производства; организовывать
профессиональную деятельность с учетом знаний об
изменении климатических условий региона
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства; основные
направления изменения климатических условий региона
Использовать средства Умения: использовать физкультурно- оздоровительную
физической культуры деятельность для укрепления здоровья, достижения
для сохранения и
жизненных и профессиональных целей; применять
укрепления здоровья в рациональные приемы двигательных функций в
процессе
профессиональнойдеятельности; пользоваться средствами
профессиональной
профилактики перенапряжения, характерными для данной
деятельности и
специальности
поддержания
необходимого уровня Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
физической
основы здорового образа жизни; условия
подготовленности
профессиональной деятельности и зоны риска физического
здоровья для специальности; средства профилактики.
перенапряжения
Пользоваться
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
профессиональной
высказываний на известные темы (профессиональные и
документацией на
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
государственном и
темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и
иностранном языках профессиональные темы; строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие и
планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика); лексический минимум,
9
относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности; особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
4.2 Профессиональные компетенции
Виды
деятельности
Организация и
контроль
технологических
процессов горных и
взрывных работ в
соответствии с
технической и
нормативной
документацией
Код и
наименование
компетенции
ПК 1.1
Разрабатывать и
интерпретировать
техническую и
технологическую
документацию на
ведение горных и
взрывных работ
Показатели освоения компетенции
Навыки: разработки и интерпретации
технической и технологической документации
на ведение горных и взрывных работ;
оформления технической и технологической
документации с помощью программного
обеспечения.
Умения: разрабатывать и интерпретировать
технологические схемы ведения горных работ
на участке; разрабатывать технологические
карты по видам горных работ; производить
оформление технологической документации с
применениемпрограммных средств; оформлять
проекты по проведению горных выработок и
очистных забоев сприменением горных
машин, очистныхи проходческих комплексов,
буровзрывных работ; оформлять
технологическую документацию по
проветриванию и дегазации горных выработок
и очистных забоев; выполнять проектирование
вентиляции участка шахты; читать планы и
карты, геодезические и маркшейдерские сети;
рассчитывать паспорта забоев:
подготовительного механизированным
способом, подготовительного буровзрывным
способом, добычного различной степени
механизации; разрабатывать и
интерпретировать паспорта крепления горных
выработок, разрабатывать и интерпретировать
паспорта буровзрывных работ
Знания: требования стандартов ЕСКД и ЕСТД
коформлению и составлению чертежей и схем,
к оформлению технической и технологической
документации по ведению горных работ;
основные понятия и определения
стандартизации и сертификации по
проведению работ в очистном и
подготовительном забоях, ремонтновосстановительных работ и внутришахтного
транспорта; правила проектирования и ведения
10
очистных, подготовительных работ с
применениемгорных машин и буровзрывным
способом; горно-графическую документацию
горной организации: наименование,
назначение, содержание, порядок её
оформления, согласования и утверждения;
маркшейдерские планы горных выработок;
типовые технологические схемы подземной
разработки месторождений полезных
ископаемых, нормативные и методические
материалы по технологии ведения горных
работ на участке
ПК 1.2.
Навыки: выемки полезного ископаемого по
Организовывать и
ситуационному плану; определения
контролировать
фактического объема подготовительных и
выполнение горнодобычных работ; определения параметров
подготовительных и схемы вскрытия месторождения и
вспомогательных
действующей системы разработки в данной
работ при подземной горной организации; участия в организации
добыче полезных
производства: подготовительных и добычных
ископаемых;
работ, работ по дегазации шахтного поля;
выявления нарушений в технологии ведения
горных работ; участия в проведении
мероприятий по обеспечению безопасности
ведения взрывных работ;
Умения:контролировать ведение очистных и
подготовительных работ; оценивать горногеологические условия разработки
месторождений полезныхископаемых;
рассчитывать параметры схем вскрытия и
элементов систем разработки; выбирать схемы
ведения горных работ для заданных горногеологических и горнотехнических условий;
использовать материалы, применяемые в
горной промышленности;
Знания: общие вопросы проведения и
креплениягорных выработок, наклонных и
вертикальных стволов; общие сведения о
давлении горных пород и управлении горным
давлением в очистных и подготовительных
выработках; способыгазификации угля,
борьбы с метаном и запыленностью шахтной
атмосферы; маркшейдерское обеспечение
рационального использования недр; условия
сдвижения горных пород под влиянием горных
работ; системы разработки и схемы вскрытия
месторождений в различных горногеологических и горнотехнических условиях;
технологию и организацию ведения
буровзрывных работ; технологию и
11
ПК 1.3.
Организовывать и
контролировать
выполнение работ на
стационарных
подземных
установках,
подземных
самоходных
машинах и буровых
установках;
организацию проведения горных выработок в
различных горно-геологических и
горнотехнических условиях; способы
управления горным давлением; технологию и
организацию выемки полезного ископаемого в
различных горно-геологических и
горнотехнических условиях; технологию
очистных работ при выемке полезного
ископаемого с применением механизации и
при безлюдной выемке; технологию очистных
и подготовительных работ на пластах, опасных
по внезапным выбросам угля или газа;
технологию ремонта, восстановления и
погашения горных выработок; состав
рудничного воздуха; способы и схемы
проветривания очистных и подготовительных
выработок; приборы автоматического
контроля расхода воздуха и аэрогазового
контроля;
Навыки: соблюдения правил эксплуатации
горнотранспортного оборудования; оценки и
контроля состояния схем транспортирования
горной массы на участке; определения
оптимального расположения
горнотранспортного оборудования в очистном
и подготовительном забоях; соблюдения
правил эксплуатации горнотранспортного
оборудования; регулировки, смазки и
технического и профилактического осмотра
обслуживаемого оборудования, машин и
механизмов; участия в ремонте оборудования,
машин и механизмов; монтажа и наладки
горнотранспортногооборудования на участке;
обслуживания подземных погрузочных
пунктов; анализа схемы электроснабжения
участка; участия в ремонте механического и
электрооборудования; соблюдения правил
эксплуатации электрооборудования;
соблюдения правил безопасной эксплуатации
стационарных установок;соблюдения правил
безопасной эксплуатации вентиляторных
установок; пользования приборами контроля
расхода воздуха и аэрогазового режима;
участия в ремонте стационарных машин;
управления горным давлением; участия в
организации процесса подготовки и монтажа
оборудования добычных забоев и
проходческих выработок к последующей
отработке;контроля за состоянием
технологического и горнотранспортного
12
оборудования и выполнения плановопредупредительных ремонтов;
Умения: производить эксплуатационные
расчеты различного горно-транспортного
оборудования в различных горногеологических и горнотехнических условиях;
обосновывать выбор применяемого
горнотранспортного оборудования;
производить выбор оборудования подземных
погрузочных пунктов; обеспечивать высокую
надежность транспортных процессов; читать
блок-схемы систем автоматики,
автоматизированных горнотранспортных
машин и конвейерных линий; выбирать
электрооборудование горныхмашин и
комплексов по их рабочим параметрам;
работать со схемами электроснабжения
участка; выбирать оборудование для
организации водоотлива на участке и
производить расчет его рабочих параметров;
производить расчеты необходимого количества
воздуха, выбирать вентиляторные установки и
производить их эксплуатационный расчет;
пользоваться приборами контроля расхода
воздуха и аэрогазового контроля; принципы
формирования технологических грузопотоков;
Знания: общие сведения об устройстве,
технические характеристики, принципработы и
область применения стационарных подземных
установок, подземных самоходных машин и
буровых установок, правила их технической
эксплуатации; правила транспортировки
буровых установок по горным выработкам;
планмероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий, признаки
угрозы их возникновения, сигналы
оповещения, правила поведения при
возникновении аварий под землей;
транспортные схемы в различных горногеологических и горнотехнических условиях;
устройство, принцип действия, условия
применения и правила эксплуатации
участкового и магистрального транспорта;
комплекс автоматизированных подземных
погрузочных пунктов; основные сведения о
подготовке к эксплуатации и ремонте
горнотранспортного оборудования; алгоритмы
и методы расчета эксплуатационных
характеристик погрузочных машин,
призабойных транспортных средств,
13
ПК 1.4.
Организовывать и
контролировать
выполнение
взрывных работ на
подземных горных
предприятиях
ленточных и скребковых конвейеров, а также
монорельсовых и моноканатных дорог;
условия применения, принцип действия,
устройство и правила эксплуатации
рудничного транспорта; устройство и принцип
действия схемэлектрооборудования
горнотранспортных машин; схемы
электроснабжения горнотранспортного
оборудования;принципы построения и общую
характеристику автоматизации конвейерного
транспорта; основные виды автоматических
электрических защит, блокировок и защитных
средств электрооборудования
горнотранспортных машин и механизмов;
устройство, назначение, принцип действия
основных элементов системгорной
автоматики; материалы, применяемые в горной
промышленности; устройство и принцип
действия приводов горных машин и
комплексов;принципиальные схемы
электроснабжения участка и освещения
участка; правила эксплуатации
электрооборудования горных машин и
комплексов; организацию ремонтных работ на
горном предприятии
Навыки: участия в производственном
процессе проходки горных выработок;
контроля за соблюдением правил технической
эксплуатации оборудования и питающих
энергосетей; организации перебазировки
горнопроходческих бригад на новый участок
работ, заложения и закрытия выработок,
проведения аварийных, специальных и других
сложных работ; организации и контроля за
проведением ремонта, технического
обслуживания, осмотра оборудования и других
технических средств
Умения: определять потребность
горнопроходческих бригад в технических
средствах, инструменте, материалах и услугах
вспомогательных служб, организовывать и
контролировать их обеспечение;
контролировать правильность заложения
взрывчатых средств, согласно паспорту
буровзрывных работ; вести установленную
документацию о работе оборудования и учета
материальных ценностей, принимать меры по
обеспечению их сохранности и
своевременному списанию; обеспечивать и
контролировать учет, использование и
14
хранение взрывчатых материалов;
осуществлять контроль за исправностью
оборудования, ограждений, крепления горноразведочных выработок, предохранительных и
защитных средств, средств пожаротушения,
транспортных средств, санитарно-технических
установок, а также за качественным составом
атмосферы вгорных выработках; обеспечивает
соблюдение законодательства об охране недр и
окружающей среды, включая рекультивацию
земель при проведении горных работ
Знания: законы и иные нормативные
правовые акты в области геологического
изучения, использования и охраны недр и
окружающей среды; организационнораспорядительные документы и методические
материалы, касающиеся производства горных
работ; горно- геологические условия,
назначение и специфику проведения горных
работ; назначение и конструкции горных
выработок; организацию производственных
процессов и технологию проходки горных
выработок; технические и геологические
требования к отбору проб и качеству горных
работ; требования техники безопасности и
правила проведения буровзрывных работ;
виды, технические характеристики и правила
эксплуатации оборудования, энергосетей,
приборов и инструмента, применяемых на
горных работах; порядок, правила
техническогообслуживания и ремонта
применяемого оборудования; причины и
условия возникновения геологических
осложнений, технико-технологических
нарушений и неполадок, аварий в горных
выработках и способы их предупреждения и
ликвидации; материалы, применяемые при
проходке горных выработок, нормы их расхода
и правила хранения; виды и характеристики
взрывчатых материалов, правила их
применения, транспортировки, учета и
хранения; порядок и правила ведения и
оформления производственной документации
и отчетности; нормы и расценки на
горнопроходческие работы, порядок их
пересмотра; требования Ростехнадзора к
эксплуатации и обслуживанию применяемого
оборудования; правила безопасности при
производстве взрывных работ; передовой
отечественный и зарубежный опыт в области
15
Обеспечение
функционирования
системы
управления
охраной труда и
промышленной
безопасностью на
участке
ПК.2.1.
Обеспечивать
производственный
контроль за
соблюдением
требований
промышленной
безопасности
ПК.2.2.
Содействовать
обеспечению
функционирования
системы управления
охранойтруда
проведения горнопроходческих работ.
Навыки: оперативного контроля за
состоянием безопасности на рабочих местах
приведении горных работ
Умения: использовать информационные
справочно-правовые базы; применять
законодательные нормативные правовые акты
Российской Федерации в области
промышленной безопасности; применять
нормативную техническую, проектную
(конструкторскую) и эксплуатационную
документацию на технические устройства,
здания и сооружения; обеспечивать проверки
состояния промышленной безопасности;
выявлять опасные факторы на рабочихместах;
разрабатывать проекты локальных
нормативных актов в области промышленной
безопасности; контролировать соблюдение
членами бригад производственной
дисциплины, требований промышленной
безопасности и правил противопожарной
защиты.
Знания: законодательство Российской
Федерации в области промышленной
безопасности, технического регулирования;
федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности;проектная
(конструкторская) и эксплуатационная
документация на технические устройства;
требования к документационному
обеспечению систем управления
промышленной безопасностью; требования к
порядку технического расследования причин
аварий; требования к разработке планов
мероприятий по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасных
производственных объектах
Навыки: ведения учетной документации по
охране труда
Умения: разрабатывать проекты локальных
нормативных актов с соблюдением
государственных нормативных требований
охраны труда; использовать системы
электронногодокументооборота; пользоваться
цифровыми платформами,справочными
правовыми системами, базами данных в
области охраны труда;использовать
прикладные компьютерные программы для
формирования проектов локальных
нормативных актов, оформления отчетов,
16
ПК.2.3.
Обеспечивать
контроль за
соблюдением
требований охраны
труда, включая
состояние рабочих
мест и оборудования
на участке
ПК.2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональных
рисков
создания электронных таблиц
Знания: требования трудового
законодательстваРоссийской Федерации и
законодательства Российской Федерации в
области охраны труда, в том числе о
техническом регулировании, о промышленной,
пожарной безопасности, о санитарноэпидемиологическом благополучии населения;
требования к документационномуобеспечению
систем управления охраной труда; требования
к порядку расследования несчастных случаев
Навыки: обеспечения исполнения
мероприятийпо улучшению условий труда,
разработанных по результатам специальной
оценки условий труда
Умения: применять методы оценки вредных и
(или) опасных производственных факторов,
опасностей; идентифицировать факторы
производственной среды и трудового процесса;
обеспечивать проведение производственного
контроля условий труда, специальной оценки
условий труда
Знания: источники и характеристики вредных
и (или) опасных факторовпроизводственной
среды и трудового процесса, их
классификация; методы идентификации
потенциально вредных и (или) опасных
производственных факторов; основные
вопросы гигиенической оценки и
классификации условий труда; перечень
мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
Навыки: выявления, анализа и оценки
профессиональных рисков; предупреждения
производственного травматизма и
профзаболеваний; оказания первой помощи
пострадавшим
Умения: применять методы оценки
профессиональных рисков на рабочих местах;
разрабатывать меры управлениярисками на
основе анализа принимаемых мер и
возможности дальнейшего снижения уровней
профессиональных рисков; владеть приемами
оказания первой помощи пострадавшим
Знания: порядок оценки профессиональных
рисков; перечень мероприятий по снижению
уровней профессиональных рисков; методы и
средства оказания первой помощи
пострадавшим при несчастных случаях и
авариях
17
Организация
деятельности
персонала
производственного
подразделения
ПК 3.1.
Обеспечивать
выполнение
плановых
показателей участка
ПК 3.2.
Анализировать
процесс и
результаты
деятельности
персонала участка,
планировать и
организовывать
мероприятия,
направленные на
повышение
производительности
труда за счет
устранения всех
Навыки: определения фактического объема
подготовительных и добычных работ;
разработки и реализации мероприятий,
направленных на повышение эффективности
проведения горных работ и
производительности труда, внедрение
прогрессивной техники и технологии проходки
горных выработок, охрану недр и окружающей
среды, включая рекультивацию земель при
проведении горных работ, улучшение
организации и условий труда, снижение
аварийности работ и травматизма.
Умения: определять факторы, влияющие на
производительность проходческого
оборудования, очистного и
горнотранспортного комплексов; определять
положительные и отрицательные факторы,
влияющие насебестоимость работ на участке;
определять нормы выработки согласно горногеологическим условиям и техническим
характеристикам комплексов и оборудования
очистных иподготовительных работ;
определять горно-геологические и
горнотехнические факторы, влияющие на
производительность горнотранспортного
комплекса; вести учет отработанного времени
членами бригад; осуществлять
количественный и качественный учет
выполненных работ.
Знания: плановое задание и производственная
мощность участка и организации;
производительность применяемых очистных и
подготовительных комплексов, рудничного
транспорта; факторы, влияющие на
производительность труда; нормирование
труда, нормы выработки
Навыки: оптимизации производственных
процессов, направленных на повышение
производительности труда; определения
технико-экономических показателей
деятельности участка; определения затрат по
участку; оценки трудовой дисциплины и
трудового участия персонала в
производственной деятельности участка
Умения: оценивать уровень техникоэкономических показателей по участку;
определять нормы выработки для персонала
участка; определять факторы, влияющие на
производительность труда, затраты и
себестоимость по участку; определять
18
видов потерь
ПК.3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала
ПК. 3.4. Проводить
инструктажи по
охране труда и
промышленной
безопасности
потребность в рабочих кадрах и оценивать
состояние трудовойдисциплины по участку;
оценивать уровень квалификации персонала
участка; анализировать и обобщать данные о
работе бригад; составлять и представлять в
установленном порядке необходимые
документы и отчеты
Знания: основные сведения об экономическом
анализе; этапы проведения анализа; способы
сбора и обработки информации; формы
представления результатов анализа;
программное обеспечение для
автоматизированной обработки данныхи
создания информационной базы
Навыки: применения методов мотивации
персонала, организации проведения конкурсов
профессиональногомастерства
Умения: строить и анализировать свою речь,
владеть культурой речи; соблюдать нормы
этики делового общения; оценивать
мотивационные потребности персонала;
организовывать мероприятия, направленные на
здоровьесбережение работников,
организовывать конкурсы профессионального
мастерства, в соответствии с корпоративными
стандартами; владеть приемами
стимулирования персонала; владеть приемами
управления конфликтными ситуациями
Знания: современные формы, системы оплаты
труда; методы мотивации персонала,
управление конфликтами, этикуделового
общения; факторы, влияющие на
психологический климат в коллективе;
психологические аспекты управления
коллективом; принципы делового общения в
коллективе
Навыки: проведения инструктажей по охране
труда для рабочих; ведения учетной
документации по охране труда и
промышленной безопасности
Умения: вести учетную документацию по
проведению инструктажей по охране труда и
промышленной безопасности сиспользованием
программного обеспечения; оценивать степень
усвоения работниками содержание
инструктажей по охране труда и
промышленной безопасности
19
Знания: порядок и формы проведения
инструктажей по охране труда и
промышленной безопасности; виды
инструктажей.
20
5. Структура и содержание образовательной программы
5.1 Учебный план
Учебный план определяет качественные и количественные характеристики ООП СПО:
объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по
семестрам;
перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных
элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
виды учебных занятий;
распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по
семестрам;
распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения
государственной итоговой аттестации.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54
академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной
работы.
Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся
при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем
естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные
циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие,
консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы
обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной
программы в очной форме обучения выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов
образовательной программы.
ООП СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общеобразовательная подготовка (ОП): базовые (БД), профильных (ПД) и
предлагаемых дисциплин (ПОО);
социально-гуманитарного (СГ, ОГСЭ), общепрофессионального (ОП) и
профессионального (ПЦ);
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена
и защиты дипломного проекта (работы).
Обязательная часть основной образовательной программы по циклам составляет
70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (30%)
дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой
содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения
образования.
Дисциплины вариативной части определены образовательным учреждением в
соответствии с потребностями работодателей.
Общеобразовательная
подготовка,
социально-гуманитарный
и
общепрофессиональный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей (ПМ) в соответствии с основными видами деятельности. В
состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных
курсов (МДК).
При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная
практика и производственная практика (по профилю специальности).
Учебный план - Приложение № 1.
5.2. Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ООП
СПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую
аттестации, каникулы.
Календарный учебный график – Приложение № 2.
5.3. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных
модулей
Рабочие программы учебных дисциплин (модул ей) являются составной частью
настоящей образовательной программы и определяют содержание дисциплины (модуля),
запланированные результаты обучения, составные части учебного процесса, формы и
методы организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебнометодическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса по
соответствующей дисциплине (модулю).
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям)
должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных
ФГОС СПО, настоящей образовательной программой.
Рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин
обязательной части образовательной программы – Приложение № 3.
5.4. Рабочая программа воспитания и календарный план
воспитательной работы
Цель рабочей программы воспитания – развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы - Приложение
№ 4.
5.5. Практическая подготовка
Практическая подготовка при реализации ООП СПО направлена на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю
образовательной программы, путем расширения компонентов (частей) образовательной
программы, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
Практика является обязательным разделом ООП СПО. Она представляет собой вид
учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. ООП
СПО предусмотрены учебная и производственная (по профилю специальности) практики.
Учебная и производственная (по профилю специальности) практики проводятся при
освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и
реализуются концентрированно.
Учебная практика проводится на базе техникума с использованием кадрового и
методического потенциала.
Цели учебной практики:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
- развитие и накопления специальных навыков, изучение и участие в разработке
организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по
месту прохождения практики;
- усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации
результатов проведенных практических исследований;
- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в
отдельных ее разделах.
Промежуточная аттестация по итогам учебной практики проводится в форме
дифференцированного зачета.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится на предприятиях,
организациях, учреждениях независимо от их организационно-правовых форм.
Цели производственной практики (по профилю специальности):
- непосредственное участие студента в деятельности организации;
- закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, учебной
практики;
- приобретение профессиональных умений и навыков;
- приобщение студента к социальной среде организации с целью приобретения социальноличностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере;
- сбор необходимых материалов для написания выпускной квалификационной работы.
Промежуточная аттестация по итогам производственной практики (по профилю
специальности) проводится в форме дифференцированного зачета на основании
предоставленных отчетов и отзывов с мест прохождения практики.
5.6. Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного
экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена «специалист по горным работам».
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
образовательной программы
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории, лаборатории,
мастерские, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для
проведения занятий всех видов, предусмотренных ООП СПО, в том числе групповых и
индивидуальных консультаций, а также для проведения текущего контроля,
промежуточной и государственной итоговой аттестации, помещения для организации
самостоятельной и воспитательной работы.
Все виды учебной деятельности обучающихся, предусмотренные учебным планом,
включая промежуточную и государственную итоговую аттестацию, обеспечены
расходными материалами.
Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы оснащены
компьютерной техникой с возможностью подключения к информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную
информационно-образовательную среду техникума.
Техникум обеспечен необходимым комплектом лицензионного и свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25
экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей),
практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих
соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику. В
качестве основной литературы используются учебники, учебные пособия.
Допускается замена печатного библиотечного фонда с предоставлением права
одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной)
библиотеке.
Обучающимся обеспечен доступ, в том числе в случае применения электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий,
к
современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав
которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит
обновлению (при необходимости).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями обеспечены
печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при
необходимости для обучения указанных обучающихся.
ООП СПО обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным
дисциплинам (модулям), видам практики, видам государственной итоговой аттестации.
Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной программы –
Приложение № 6.
Сведения об учебно-методическом обеспечении образовательной программы –
Приложение № 7.
6.2. Применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
При реализации образовательной программы возможно применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками техникума, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников
организаций,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности: 18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных
ископаемых, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех
лет.
Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают
дополнительное
профессиональное образование
по
программам
повышения
квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности: 18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых, а также в
других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной
деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к
квалификации педагогического работника.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем
числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися
профессиональных модулей образовательной программы, составляет не менее 25 % .
Сведения о кадровом обеспечении образовательной программы – Приложение № 8.
6.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией
осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и
специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования – программ
подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих
базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам
профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их
применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29.2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в
себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с
учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики».
Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости услуги в
соответствии с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.
Приложение № 1. Учебный план
Приложение № 2. Календарный учебный график
Приложение № 3. Рабочие программы учебных дисциплин и
профессиональных модулей
Приложение № 4. Рабочая программа воспитания и календарный
план воспитательной работы
Приложение № 5. Программа государственной итоговой
аттестации
Приложение № 6. Сведения о материально-техническом
обеспечении образовательной программы
Приложение № 7. Сведения об учебно-методическом обеспечении
образовательной программы
Приложение № 8. Сведения о кадровом обеспечении
образовательной программы