Появление профессионального образования в современном
его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных
военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке
необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ
различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на
приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры,
артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701
году ПетромI была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”,
навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их
основе создана Морская Академия.
Со времён Петра
гражданская служба потребовала всё больших знаний в праве, экономике, политике,
что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было
основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному
образованию в России.
Как особая ступень
среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв.
под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного
машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных
учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала
отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались
неравномерно. К 1914 – 1915 учебному году в России имелось 250 коммерческих
училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляет
интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции.
На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений
царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в
России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство
народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения
наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией
наук, Академией художеств, типографией и цензурой.
Аппарат
Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при
министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и
научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из
назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем
решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.
В 1835 году в
связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали
подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа
назначался императором.
В середине 50-х
г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные
округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов.
В период с 1863
года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало
изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во
всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества.
В январе 1915 года
министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной
реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями
промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным
образованием было децентрализовано.
После революции в
России средние профессиональное образование стало частью системы народного
образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и
сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как
инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и
планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030
средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР
приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического
образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний
школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие
техникумы реорганизовались в отраслевые.
В 30-х годах
наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800
тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь
высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период,
послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных
программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были
разработаны стабильные учебные планы.
В период Великой
Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным
образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
В 60-е годы в
период развёртывания технологического этапа научно-технической базы учебных
заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной
потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна
для высших учебных заведений.
В 1961/62 учебном
году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с
контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей
народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было
открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего
специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей
народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям.
На современном этапе профессиональное образование в России является важным звеном непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров!