ДООП Академия лидерства

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум»
(ГАПОУ СО «КМТ»)

СОГЛАСОВАНА
педагогическим советом техникума
протокол №17 от 31.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора техникума
от 31.08.2022 г. № 253
____________Е.Ю.Исакова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Академия лидерства»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 15-20 лет
Срок реализации – 10 месяцев

Автор составитель:
Шатунова Татьяна Ивановна,
педагог-организатор

г. Карпинск, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

7

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

8

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

11

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

15

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

26

7. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

30

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Академия
лидерства» имеет социально-педагогическую направленность, способствует развитию лидерских
качеств, организаторских способностей и формированию у обучающихся активной гражданской
позиции.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Академия лидерства»
разработана в соответствии:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека
«новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях:
компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию
управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Актуальность разработки и реализации данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в работе с подростками обусловлена социальным запросом на
формирование активной личности, конкурентоспособной в условиях современного цифрового
общества, обладающей нравственным и творческим потенциалом.
Формирование социально-активной личности становится приоритетным направлением
образовательной политики, обеспечение которого идет и через систему дополнительного
образования как открытой социальной системе, позволяющей гибко обеспечить условия для
формирования социальных компетенций личности, самоопределения и профессиональной
ориентации подрастающего поколения.
Актуальность реализации данной программы в работе с подростками так же определяется
ее направленностью на решение задач подросткового и юношеского возраста: развитие
личностной и гражданской идентичности, самосознания, адекватной самооценки, обретение
личностной автономии.
Участие в ученическом самоуправлении предъявляет особые требования к личности
учащихся, ее социальной компетентности.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре
межличностных отношений (Б.Д Парыгин., Москва 1999г.). Способность человека быть лидером
во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. К лидерским
качествам относят волевой характер, способность преодолевать препятствия на пути к цели,
настойчивость, умение разумно рисковать, инициативность, терпеливость, готовность долго и
хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
Занятия по программе «Академия лидерства» обеспечивает расширение представлений
учащихся о лидерстве, лидерском инструментарии, о менеджменте и самоменеджменте, истории
детского движения и о современных детских организациях; обеспечивает развитие когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сфер самосознания, развитие личностных качеств
(ответственность за свое поведение и выбор стратегии поведения, толерантность, конструктивная
личностная и социальная рефлексивность и др.), организаторских способностей.
Содержание программы направлено на развитие личностных качеств, являющихся основой
для формирования профессионально важных качеств менеджера и гибких умений:
коммуникативность, мотивация достижений, умение работать в команде, критичность мышления,
организованность.
Кроме того, содержание программы носит профессионально ориентированный характер,
что обеспечивает формирование профессиональных намерений и компонентной структуры
психологической готовности к профессиональному самоопределению (мотивационной,
когнитивной и поведенческой).
Педагогическая целесообразность реализации данной программы в работе с детьми
старшего подросткового возраста связана с ее ориентацией на ведущую деятельность данного
возраста (социально - значимая) и базовые потребности возраста (стремление проявить лидерские
задатки, общение со взрослым-авторитетом, самоутверждение в значимой деятельности).

Подростков объединяет желание быть значимыми и полезными для других. Вовлечение их
в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и личностной
направленности, способствует развитию их самосознания, рефлексивной самооценки своих
возможностей и ограничений в конкретном виде деятельности, активной личностной позиции.
Участники «Академии лидерства» в техникуме осуществляют планирование своей
деятельности, учатся самостоятельной организации деятельности, умению управлять, изменяя при
этом позицию пассивного наблюдателя на позицию активного организатора и участника.
Получая знания, реализуют их на практике, занимаются разработкой социальных проектов,
участвуют в городских акциях, организуют и проводят различные мероприятия, участвуя не
только в жизни своего техникума, но и города (игровые и интеллектуальные программы, турниры,
соревнования, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.). Привлекают к своей
деятельности педагогов и родителей, а также учатся давать свою оценку и анализировать
результаты, принимая участие в работе жюри.
Цель программы: создание условий для раскрытия лидерских качеств и творческих
способностей обучающихся, развития навыков самоуправления и расширения знаний о себе, своих
возможностях и способностях, создать условия для приобретения практического опыта
взаимодействия и реализации творческого потенциала личности и коллектива.
Задачи программы:
Воспитательные:
-закрепить позитивные ценностные ориентиры самосознания;
-развивать мотивацию к самопознанию и саморазвитию;
-развивать положительную «Я-концепцию» и социально значимые личностные качества
(инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих; умение управлять
собственным временем);
-формировать активную личностную и гражданскую позиции.
Обучающие:
-сформировать систему элементарных представлений о лидерстве, менеджменте,
самоменеджменте;
-развивать умения и навыки в разработке и реализации творческих проектов, КТД:
-сформировать умения планировать, организовывать и координировать деятельность
учащихся в рамках ученического самоуправления.
Развивающие:
-развивать мотивацию достижений, навыки коммуникативного взаимодействия в системе
«Я – взрослый», «ученик-ученик» и командообразования;
-развивать критическое мышление и личностную рефлексию;
-развивать творческие способности.
-формирование и развитие IT-компетентности
Отличительными особенностями программы
Обучение по программе предполагает построение занятий с применением такой технологии
обучения как проектная деятельность.
Возраст занимающихся: 15-20 лет.

Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте
становятся: развитие теоретического (гипотетико- дедуктивного, абстрактного) мышления, тяга к
абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих
за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и
самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях,
формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.
Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции,
самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей,
развитием самосознания.
Обучение по программе способствует расширению кругозора подростков в области
развития умений строить межличностные отношения, разбираться в социальных процессах,
способах организации, планирования и проведения коллективно-творческих дел.
Срок реализации программы: 10 месяцев.
Уровень освоения программы – базовый. По окончании обучения по программе, учащиеся
продолжают совершенствовать приобретенные умения и навыки, участвуя в студенческом
самоуправлении.
Срок освоения программы – 10 месяцев.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью – два
академических часа. Общая продолжительность программы 90 часов в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения
обучающихся по интересу к техническому творчеству, сформированных в разновозрастные
группы в количестве 16 человек.
Формы обучения: очная.

№
п/п
1.
2.

3.

Название
раздела,
темы
Познай себя.
Воспитай себя
Вопросы
студенческого
самоуправления
Самоопределение
и самореализация

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Количество часов
Форма аттестации,
контроля
Всего
Теория
Практика
22

7

15

20

6

14

5

21

6

13

26

4

Будущее
начинается
сегодня

19

5

Итоговое
мероприятие
ИТОГО

3
90

3
24

66

Анкетирование
Тестирование
Творческие задания

Создание
«Портфолио»
Проведение
мероприятий
Участие в конкурсах
Тестирование
Организация и
проведение
мероприятий
Правовая игра

III. СОДЕРАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Познай себя. Воспитай себя. (22 ч.)
Теория (7 ч.): Сравнение людей, нахождение сходств и различий, понятие «уникальность»,
уникальность каждого человека. Возможность осознания изменений в человеке перехода на
другую возрастную ступень, каков временной барьер, за которым меняется «Я – концепция»
человека. Формирование навыков руководства своим временем, поиск и использование резервов
времени, планирование своей деятельности. Борьба с «чёрными дырами» полезного времени
(перекладывание дел на завтра). Самоориентация личности на социальную успешность.
Нравственные основы
взаимоотношений людей – что это такое? Как можно не только помочь в беде, ну и порадоваться
успехам другого, поскольку они будут условием твоего собственного развития? Как суметь в
группе отстоять своё «Я», не пренебрегая при этом и групповыми целями? Способность смело
выбрать достойную цель и сделать её главным вектором своей жизни. Способность вычленять
проблемы, которые необходимы для достижения достойных целей. Способность работать
планомерно. Высокая работоспособность.
Практика (15 ч.): Тренинг «Знакомство»: упражнения на знакомство и
приветствие, «Мой сосед справа», «Снежный ком», «Презентация», «Интервью», «Перестрелка»,
«Коммуникатор», «Свято место…», «Меня зовут», «Моя четвёрка», «Подписи», «Каскад
приветствий», «Лестница приветствий», «Здравствуйте!», «Пожелание на день», «Билетики» и т.п.
Тренинги «Познай себя!». Выявление лидерских качеств. Тесты: «Организованный ли вы
человек?», «Вы лидер?», «Динамичны ли вы?», «Умеете ли вы владеть собой?», «Уверены ли вы в
себе?», «Соблюдаете ли вы порядок во всём?», «Насколько надёжна ваша память?» и т.п.
Тренинги «Я сам» - выработка умений отстоять свою позицию, не потеряться в конфликте, понять,
в каких ситуациях общения приходится наиболее сложно, определение способов выхода из них.
Организация собственного труда. Владение техникой решения творческих задач. Суметь остаться
открытым для контактов и новой информации. Работа с участниками в реально действующей
социальной среде, возможность доступа к практике управления общественными структурами,
предоставление «поля» для анализа способов эффективности управления. Методика самооценки
качеств, с помощью которой каждый подросток, стремящийся к лидерству, может себя проверить.
Тест «Могу ли я быть лидером – организатором?».
Контроль: Тестирование.
Раздел 2. Вопросы студенческого самоуправления (20 ч.)
Теория (6 ч.): Понятие студенческого самоуправления. Методические
рекомендации по развитию студенческого самоуправления. Функции и сферы деятельности
органов студенческого самоуправления. Самоопределение. Защищённость и ответственность.
Нравственные и
культурные нормы. Сотрудничество. Модель студенческого самоуправления в
первичном коллективе обучающихся. Структура органов Совета студенческого самоуправления.
Дискуссия об особенностях подготовки лидеров-организаторов в различных институтах
воспитания (образовательные учреждения, детские, молодёжные общественные объединения,
семья).
Практика (14 ч.): Разработка документов о самоуправлении в студенческом коллективе.
Нормативно-правовое регулирование студенческого самоуправления. Тренинг-игра «Твори,
выдумывай, пробуй!». Развитие зрительной памяти, творческого воображения, умственных
способностей, абстрактного мышления и логической связи. Умение работать в группе с целью

выявления неформальных лидеров, понимание друг друга на степени невербального общения, в
психологических играх уметь выявлять
существенные признаки, развивать слуховую и двигательную адаптацию. Развитие у
обучающихся чувства совместной работы, принадлежности к одной команде. Мозговой штурм
«Как подготовить лидера – организатора?».
Контроль: Мозговой штурм «Разработка показателей эффективности
функционирования системы самоуправления в коллективе».
Раздел 3.Самоопределение и самореализация (26 ч.)
Теория (5 ч.): Понятия для обсуждения (самобытность, стереотипы,
предрассудки, дискриминация, характер, надёжность, уважение, ответственность, справедливость,
гражданственность). Способы решения социальных проблем. Дискуссия «Активность
инициативность» (обсуждение по критериям: социальная преемственность, моральнонравственные ценности, личные приоритеты человека). Знакомство с понятиями «лидер»,
«лидерские качества». Дискуссия «Великий и достойный лидер». Осознание своих способностей.
Знакомство с методикой социального проектирования.
Понятие «социальный проект». Цели социального проекта. Объекты социального
проектирования.
Знакомство со стилями поведения человека в конфликтной ситуации. Обучение навыкам
конструктивного разрешения конфликтов. Формы сотрудничества. Виды поведения. Лидеры в
нашем активе. Виды лидерства и их характеристики. Выявление кандидатов на роль эксперта.
Правила организаторской работы. План и его составляющие. Понятие «команда» и её
характеристика. Что такое портфолио? Структура портфолио, требования к содержанию.
Практика (21 ч.): Анкета «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность (терпимость)?».
Игра «Социум» (механизм выбора, стоящего перед человеком, и что ему в этом поможет).
Практические задания: «Портрет лидера», «Самодиагностика», «Закладка фундамента».
Упражнения «Делай как я», «Уверенное поведение», «Я в бумажном зеркале». Тест «Могу ли я
быть лидером-организатором». Качества лидера. Игры «День рождения», «Киностудия».
Отработка навыков эффективного взаимодействия. Упражнения «Саймон сказал», «Кто хочет
общаться», «Хороший слушатель», «С какими людьми мне нравится общаться». Формирование
опыта делового конструктивного взаимодействия. Практические задания «Портфель министра».
Деловая игра «Знакомимся с социальным проектом». Методика разработки сценария. Понятия
«сценарий» и «сценарный план». Разработка собственного сценария. Упражнения «Ассоциация»,
«Рисунок вдвоём», «Плюс-минус». Упражнение «Как нам договориться», «Слепой художник»,
«Связующая нить». Игры «Живые буквы», «Фоторобот». Упражнения «Сила слова», «Нарисуй
уверенного в себе человека», «Зеркало». Упражнения «Дело», «Агитатор», «Организатор»,
«Программа». Памятка организатора. Отработка навыков и умений слышать и слушать, понимать
и выслушивать, уважать своего собеседника. Упражнение «Управление инициативой».
Упражнения «Выборы лидера», «Краткий курс лидерства». Выполнение каждого члена команды
определённой роли, установление правил взаимодействия. Практическое задание «Экипаж – одна
семья». Упражнения «Геометрическая фигура», «Узнать друг друга», «Портрет соседа», «Я в
команде», «Готов ли я работать в команде», «Моё имя». Упражнения «10 правил работы в
команде», «Создание образа команды». Алгоритм принятия решений. Упражнения «Необитаемый
остров», «Спасение медведя». Алгоритм написания речи. Правила эффективного выступления.
Контроль: Создание собственного «Портфолио».

Раздел 4. Будущее начинается сегодня (19 ч.)
Теория (6ч.): Новое рождается сегодня. Цель правовой социализации. Формирование
социальной, правовой активности студентов, возвышение достоинства человека. Формирование
уважения к законам у молодёжи. Понятие избирательного права и избирательной системы, право
гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Государственное устройство России. Виды власти. Понятие и признаки правового
государства. Значение Конституции. История принятия Конституции России. Ответы на вопросы,
связанные с иноязычным происхождением терминов, встречающихся в тексте Конституции:
депутат, кандидат, демократия, референдум, президент, парламент и др. Основы законодательства.
Наша правовая культура. Современное понимание прав человека. Гражданские, политические,
экономические, социальные, культурные права человека. Информация о порядке проведения
предвыборной кампании и выборов.
Практика (13 ч.): Деловая игра «Я - гражданин России». Викторина «Права и свободы
человека». Игра «Выборы» (формирование у обучающихся политической культуры, гражданской
зрелости, развитие творческого самостоятельного мышления, осмысление политических
ценностей, осознание эффективности влияния масс на политическую жизнь страны). Деловая игра
«Ваше право». Определение правовых понятий и названий событий, связанных с
соответствующими датами. Обсуждение реальных фактов нарушения прав человека в России и в
других странах. Правовой статус ребёнка на различных возрастных этапах (права, обязанности и
ответственность). Блиц-турнир «Право выбора». Вопросы по положениям избирательного права и
законодательства о выборах. Ролевая игра «Сделай свой выбор!». Выборы кандидатов на
должность Президента Клуба молодого избирателя. Предвыборные программы кандидатов.
Проведение избирательной комиссией процедуры тайного голосования.
Раздел 5. Итоговое занятие (3 ч.)
Правовая игра «Если не я, то кто?!».

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N
Месяц
п/п

1

сентябрь

Число

1

2

8

3

15

Время
проведения
занятия

Форма занятия

14.30-15.15

теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие

14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10

4

22

14.30-15.15
15.25-16.10

5

29

14.30-15.15
15.25-16.10

6

октябрь

6

7

13

8

20

14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10

9

27

14.30-15.15
15.25-16.10

10

ноябрь

3

14.30-15.15

Кол-во Название раздела, темы
часов
22
1

Раздел 1. Познай себя. Воспитай себя.
Тема1.1 Введение

2

Тема 1.2 Тренинги «Познай себя»

1

Тема 1.3 Колумбы собственного «Я»

Место
проведения

Форма контроля

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

Наблюдение

1
1

Тема 1.4 Хозяин своего времени

ГАПОУ СО
«КМТ»

Тема 1.5 Маршальский жезл

ГАПОУ СО
«КМТ»

Тема 1.6 Самоориентация личности на
социальную успешность
Тема 1.6 Самоориентация личности на
социальную успешность
Тема 1.7 Взаимодействие

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

Тема 1.8 Лидер XXI века

ГАПОУ СО
«КМТ»

Тема 1.9 Стратегия главной цели

ГАПОУ СО
«КМТ»

1
1
1
2
2
1
1
1
1
1

14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10

теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15

теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие

15.25-16.10
11

10

13

17

14

24

15

декабрь

1

16

8

17

15

18

22

19

29

20

январь

12

21

19

22

26

23

24

февраль

2

9

14.30-15.15
15.25-16.10

25

16

14.30-15.15

теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие

1
2

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
Раздел 2. Вопросы студенческого самоуправления
Тема 2.1 Понятие студенческого
ГАПОУ СО
самоуправления
«КМТ»
Тема 2.2. Управление. Соуправление.
ГАПОУ СО
Самоуправление.
«КМТ»
Тема 2.3 Принципы самоуправления
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема 2.4 Основы студенческого
ГАПОУ СО
самоуправления
«КМТ»
Тема 2.5 Модели студенческого
ГАПОУ СО
самоуправления
«КМТ»
Тема 2.6 Тренинг-игра «Твори, выдумывай,
ГАПОУ СО
пробуй»
«КМТ»
Тема 2.7 Интеллектуальная игра «Ключ к
ГАПОУ СО
успеху»
«КМТ»
Тема 1.10 Методика самооценки

2
20
2
2
2
2
2
2
2

2

Тема 2.8 Воспитание и подготовка лидероворганизаторов

2

26

Тема 2.9 Показатели эффективного
функционирования системы самоуправления
Раздел 3. Самоопределение и самореализация

1

Тема 3.1 Кто я такой и какой я?

1

Тема 3.2 Активность и инициатива

1

Тема 3.3 Портрет лидера

2

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

ГАПОУ СО
«КМТ»

Тестирование

презентация
творческого
задания

Участие в
деятельности

15.25-16.10
26

22

14.30-15.15
15.25-16.10

27

март

2

14.30-15.15
15.25-16.10

28

9

14.30-15.15
15.25-16.10

29

16

14.30-15.15
15.25-16.10

30

23

14.30-15.15
15.25-16.10

31

30

14.30-15.15
15.25-16.10

32

апрель

6

14.30-15.15
15.25-16.10

33

13

14.30-15.15
15.25-16.10

34

20

14.30-15.15

практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие

1

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
теоретическое

1

Тема 3.4 Особенности лидерства

1

Тема 3.5 Азбука общения

1

Тема 3.6 Портфель министра

1

Тема 3.7 Социальное проектирование

1

Тема 3.8 Разработка сценария

1

Тема 3.9 Конфликты

1

Тема 3.10 Сотрудничество

1

Тема 3.11 Будь уверен в себе

1

Тема 3.12 Кто ведет за собой

1

Тема 3.13 Организаторская деятельность

1

Тема 3.14 Организаторская техника

1

Тема 3.15 Коммуникативные навыки и умения

1

Тема 3.16 Создание команды

1
1

Тема 3.17 Распределение ролей и
обязанностей в команде
Тема 3.18 Планирование работы команды

1

Тема 3.19 Актив как команда

1

Тема 3.20 Согласование правил поведения

ГАПОУ СО
«КМТ»

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО

Тестирование

Проведение
мероприятия

Педагогическое
наблюдение

15.25-16.10
35

27

14.30-15.15
15.25-16.10

36

май

4

14.30-15.15
15.25-16.10

37

11

38

18

39

25

40

июнь

1

41

8

42

15

43

22

44

23

45

29

занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
14.30-15.15
15.25-16.10
16.20-17.05
14.30-15.15
15.25-16.10
16.20-17.05
14.30-15.15
15.25-16.10
16.20-17.05

теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

14.30-15.15
15.25-16.10
16.20-17.05
Итого:

практическое
занятие

1

Тема 3.21 Как научиться принимать решения

1

Тема 3.22 Как написать речь или подготовить
выступление
Тема 3.21 Как научиться принимать решения

1

1

Тема 3.22 Как написать речь или подготовить
выступление
Тема 3.23 Портфолио

19
2

Раздел 4. Будущее начинается сегодня
Тема 4.1 Право. Выбор. Ответственность.

2

2

Тема 4.2 Конституция-основной закон
государства
Тема 4.3 Декларация прав и свобод человека и
гражданина
Тема 4.4 Участие молодёжи в выборах

2

Тема 4.4 Участие молодёжи в выборах

1

2

«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

3

Тема 4.5 Деловая игра «Ваше право»

практическое
занятие

3

Тема 4.6 Блиц-турнир «Право выбора»

ГАПОУ СО
«КМТ»

практическое
занятие

3

Тема 4.7 Ролевая игра «Сделай свой выбор!»

ГАПОУ СО
«КМТ»

3
3

Раздел 5. Итоговое занятие – правовая игра
Итоговое занятие – правовая игра «Если
не я, то кто?!»

90

Представление
портфолио

ГАПОУ СО
«КМТ»

Итоговое
мероприятие

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфический потенциал дополнительного образования связан с особыми возможностями
создания нестандартной развивающей игровой среды, в реализации комплексного подхода к
образовательному процессу с участием специалистов разного профиля, в организации
практической деятельности обучающихся, предоставление им возможности выбора содержания и
форм деятельности, индивидуальной работы, в предоставлении разнообразных организационных
форм и методов обучения.
По окончании обучения студенты должны знать:
1) базовые (основные) понятия и термины курса: личность, индивидуальный подход,
мотивация, поведение, рефлексия, эмоции, самоопределение, самореализация, самооценка, лидер,
лидерство, неформальный и формальный лидер, студенческое самоуправление, соуправление,
стиль управления, самоуправление личности, социализация, активность, инициативность,
ответственность, авторитарный лидер, альтруизм, деловые качества, демократический стиль
управления, коллектив, конфликт, государство, закон, Конституция, Декларация, гражданин и т.п.;
2) основные принципы коммуникативных отношений;
3) основы и принципы студенческого самоуправления;
4) технологии работы с портфолио, как инструментом самооценки личных достижений,
образовательных и профессиональных перспектив, как ценность в современном образовательном
процессе индивидуальном карьерном росте;
5) психологическую структуру и основные свойства личности: внимание, память,
мышление, воображение, воля;
6) роль самооценки в становлении личности;
7) простейшие приёмы самоанализа, самопознания и саморазвития;
8) основные права и обязанности человека;
9) устройство правовой системы государства.
10) типы лидеров;
11) формы и этапы проведения массовых мероприятий и коллективных творческих дел.
По окончании обучения студенты должны уметь:
1) осуществлять самоанализ развития своей личности;
2) строить коммуникативные отношения в процессе игры с применением вербальных и
невербальных методов общения;
3) объективно оценивать воспитывать в себе лучшие качества личности;
4) стремиться к постоянному личностному росту и духовному самосовершенствованию;
5) выбирать оптимальную форму для решения поставленных задач;
6) применять в жизни информацию по данной программе;
7) выдвигать идеи организации социально значимых проектов, коллективно-творческих
дел, деятельности в управлении делами техникума и успешно их реализовывать;
8) ориентироваться в различных способах участия в управлении государством
(образовательным учреждением): местное самоуправление, гражданские инициативы и акции,
участие в выборах;
9) организовывать и проводить массовые мероприятия и коллективные творческие дела;
10) находить пути решения конфликтных ситуаций;
11) применять полученные знания в практической деятельности;

12) владеть навыками работы с аудиторией.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
- умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Личностные результаты:
- сформированность стремления к социально- значимому статусу, потребности в
социальном признании;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения.
Предметные результаты:
- усвоение тематических понятий;
- формирование умений применять полученные теоретические знания на практике;
- приобретение способности работать в команде;
- приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных
ценностей;
- освоение информационных технологий;
- формирование социальных умений.

Формы контроля
Программой предусмотрены вводный и текущий контроль: тесты, проверочные работы,
диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций обучающихся,
наблюдение. Анализ полученных данных позволяет установить уровень развития компетенций.
По завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
осуществляется итоговая аттестация (социальный, творческий проект, портфолио).
Формами контроля качества усвоения содержания программы являются:
- формы письменной проверки: письменная проверка - это письменный ответ на один или
систему вопросов (заданий).
К письменным ответам относятся: практические, творческие работы, письменные отчёты;
письменные ответы на вопросы теста, сочинения, рефераты, проекты;
- формы устной проверки: устная проверка - это устный ответ на один или систему
вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.
При проведении контроля качества освоения содержания программы обучения могут
использоваться информационно-коммуникационные технологии.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: проведенное КТД, готовая
творческая работа, журнал посещаемости, материалы тестирования, перечень готовых творческих
работ и проектов, фото, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал
по итогам проведения психологической диагностики, проведенное КТД, готовая творческая
работа, открытое занятие, итоговый отчет, портфолио.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть
организовано в форме конференции с защитой творческих проектов. В процессе защиты
проектных работ проходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором,
сравнение различных аспектов проекта. По итогам конференции выявляются лучшие проектные
работы.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия,
усвоенных обучающихся умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
викторина;
беседа;
тестовый контроль;
деловая игра.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
учебно-исследовательский проект;
презентация;
соревнования, конкурсы, массовые мероприятия;
открытое занятие.
Оценочные материалы
Для оценки качества работы и результативности деятельности обучающихся проводится
диагностика сформированности предметных знаний и умений после изучения каждой темы с
помощью тестов и опроса (фронтального, индивидуального) и наблюдения за деятельностью
обучающихся.
Диагностика личностных и метапредметных результатов по заявленным параметрам
проводится 2 раза в год (в начале и конце обучения).
Уровни усвоения содержания программы определяются по трехмерной шкале (высокий,
средний, низкий уровень).
1) Низкий уровень (Н) - не усвоены основные способы, приемы, понятия. Отсутствует
активность, самостоятельность.
2) Средний уровень/базовый (С) характеризуется полным освоение на уровне
репродуктивной деятельности, незначительной творческой активностью и самостоятельностью.
3) Высокий уровень (В) означает полное освоение содержания образования (мастер своего
дела), высокий уровень творческой активности, самостоятельно выполняет работу качественно.
Может сам организовать эту работу.
Диагностическая карта
Ф.И.ребёнка

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Предметные результаты

Умение разрабатывать и реализовать
творческий проект

Лидерские способности

Умение разрабатывать сценарий
различных мероприятий

Умение организовывать КТД

Знание основных требований к
проведения досуговых мероприятий

Коммуникативные и организаторские
способности

Действия оценки

Действия контроля

Целеполагание

Мотивация достижений

Дифференцированная самооценка
практических умений

Мотивация к содержанию занятий в
творческом объединении

№

Методика измерения самооценки
Т. Дембо - С. Рубинштейн (модификация Прихожан А.М.)
Цель: выявление у обучающихся самооценки своих возможностей как лидера и
организатора.
Процедура проведения: методика проводится индивидуально. Перед началом работы
дается общая инструкция.
Тестовый материал: Бланк методики с 7 вертикально расположенными линиями,
представляющими собой биполярные шкалы (рис. 1). Длина линии - 100 мм. Каждая линия имеет
название сверху и снизу. Инструкция для обучающихся: Каждый человек оценивает свои
способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый
умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот
таких линий. Перед вами листочки, на которых изображены восемь вертикальных линий. Верхняя
и нижняя границы отмечены черточками, середина - точкой. Каждая линия имеет название сверху
и снизу, названия разных характеристик. Необходимо поставить свой крестик там, где вы себя
видите. Таким образом, последовательно заполняются все 7 линий.
Обработка результатов:
Обработке подлежат результаты на шкалах 1-7. Для удобства подсчета оценка переводится
в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим
начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).
По каждой из семи шкал определяется высота самооценки - от «0» до знака «крестика».
Определяется средняя мера самооценки. Ее характеризует медиана показателей по всем
анализируемым шкалам.
Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все
крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в
оценке обучающегося разных сторон своей личности, успешности деятельности. В тех случаях,
когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при
сопоставлении результатов школьника с результатами всей группы) можно использовать разность

между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как
условный.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение
имеет средняя мера самооценки и поэтому она может использоваться лишь для некоторой
ориентировки.
Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы,
крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются
знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.
Бланк для заполнения обучающимся

Лидерские
способности не
развиты

Не умеет
работать в
команде

Не знает
элементарные
понятия из
лидерства

Не знает, как
разрабатывать
сценарии к
мероприятию и
КТД

Не умеет
организовывать
мероприятия и
КТД

Умеет
разрабатывать
и
реализовывать
творческий
проект

0--------------------------------------------------------------------------

Умеет
организовывать
мероприятия и
КТД

0--------------------------------------------------------------------------

Знает, как
разрабатывать
сценарии к
мероприятию и
КТД

0--------------------------------------------------------------------------

0-------------------------------------------------------------------------Организаторские
способности не
развиты

Знает
элементарные
понятия
лидерства

0--------------------------------------------------------------------------

Умеет работать
в команде

0--------------------------------------------------------------------------

Организаторские
способности
развиты хорошо

0--------------------------------------------------------------------------

Лидерские
способности
развиты
хорошо

Не умеет
разрабатывать
и
реализовывать
творческий
проект

Оценка и интерпретация результатов:
Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются
со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1, 2). Наиболее благоприятными с точки
зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при
умеренной степени дифференцированности.

Таблица 1. Показатели уровня самооценки

Группа
испытуемых

Количественная характеристика самооценки, средний балл
Низкий
Норма
Очень

Девочки
Мальчики

0-60
0-52

Средний
61-80
53-67

Высокий
81-92
68-89

высокий
92-100 и более
90- 100

Таблица 2. Показатели дифференцированности самооценки

Группа
испытуемых
Девочки
Мальчики

Количественная характеристика, балл
Слабая
Умеренная
Сильная
0-6
7-16
более 16
0-9
10-19
более 19

Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательногоинтереса и
регулятивных универсальных учебных действий (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса и регулятивных
универсальных учебных действий (далее карта наблюдения) предназначена для изучения
качественных характеристик заявленных параметров.
Карта наблюдения включает в себя таблицу с описанием диагностических признаков
уровня сформированности у обучающихся учебно-познавательного интереса, целеполагания,
учебных действий, действий контроля, оценки (таблица 1) и бланки фиксации результатов (бланки
1- 6).
Полученные результаты наблюдения могут быть использованы педагогом как
непосредственная основа для обобщения и оценки сформированности универсальных учебных
действий и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса и
регулятивных универсальных учебных действий.
Процедура проведения:
Педагог фиксирует результаты наблюдения в бланке по видам УУД в течение учебного
года. Системное наблюдение в течение учебного года (педагог может фиксировать результаты не
ежемесячно, а, например, 1 раз в 2 месяца) позволит обобщить эти данные в общем бланке (бланк
1). Первичные результаты заносятся в общий бланк по прошествии 1- 2 месяцев от начала занятий.
В бланке выставляется уровень сформированности каждого параметра наблюдения, определяемый
по представленным в таблице 1 диагностическим признакам. Вторичная фиксация результатов в
общем бланке проходит в конце учебного года.
Анализ динамики развития учебно-познавательного интереса и регулятивных УУД позволяет
сделать вывод об эффективности процесса обучения. При анализе результатов наблюдения
следует обращать внимание не только на индивидуальные результаты учащихся, но и на
групповую динамику.
Результаты могут быть представлены в виде диаграмм.
Инструкция для педагога: Перед Вами таблица с качественными характеристиками
учебно-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий, разбитыми
на 6 уровней. Вам необходимо, основываясь на результатах систематического наблюдения за
поведением каждого обучающегося Вашего творческого объединения и знаниях о том, что и как
он делает в условиях выполнения самостоятельной работы на занятии по Вашему предмету,
отметить те признаки, которые непосредственно характерны для каждого учащегося.
Для этого предлагается использовать выделенные в таблице 1 основные и дополнительные
диагностические признаки.

Оценка сформированности учебно-познавательного интереса, целеполагания,
учебных действий, действий контроля и оценки:
— уровень 1 — у обучающегося не сформированы учебно- познавательный интерес,
целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки;
— уровни 2 и 3 — низкий уровень сформированности учебно- познавательного интереса,
целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки;
— уровень 4 — удовлетворительный уровень сформированности учебно-познавательного
интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки;
— уровень 5 — высокий уровень сформированности учебно- познавательного интереса,
целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки;
— уровень 6 — очень высокий уровень сформированности учебно- познавательного интереса,
целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки.

№
п/
п

ФИО

Теоретические
знания,
владение и
оперирование
специальными
терминами

Практические
умения и
навыки

Лидерские
навыки

Творческие
способности

Коммуникативные
навыки

Тест «Я – лидер» (авт. А.Н. Лутошкин)
Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских
качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой,
стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым
утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее
согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем
согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своѐ время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всѐ получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом
столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма
определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста «Я – лидер»

А
1
9
17
25
33
41

Б
2
10
18
26
34
42

В
3
11
19
27
35
43

Г
4
12
20
28
36
44

Д
5
13
21
29
37
45

Е
6
14
22
30
38
46

Ж
7
15
23
31
39
47

З
8
16
24
32
40
48

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его
совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на
баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них
поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста
можно изобразить в графике.
Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей
(авт.Б.А. Федоришин)
Инструкция: Перед Вами 40 вопросов, на которые Вам необходимо ответить «да» или
«нет», поставив «+» или «-» под выбранным ответом в бланке. Не следует тратить много времени
на обдумывание, отвечайте быстро и честно.
1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим
занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам
отказаться от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и
развлечения?
11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим
мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих
обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на
себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы
познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших
товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую
группу?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу
принято товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится
говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих
товарищей?

1
2
3

Бланк ответов
5
9
6
10
7
11

13
14
15

17
18
19

21
22
23

25
26
27

29
30
31

33
34
35

37
38
39

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

Обработка результатов производится в соответствии с ключом.
Подсчитывается количество баллов отдельно по коммуникативным и по организаторским
склонностям, для этого учитывается построчное расположение номеров вопросов из бланка
ответов.
За каждый ответ «да» или «нет», совпадающий с ключом, засчитывается один балл в
соответствующий параметр (коммуникативных или организаторских склонностей).
Ключ
Склонности
Ответы
Коммуникативные
количество ответов «да»
количество ответов «нет»
в первой строке
в третьей строке
Организаторские
количество ответов «да»
количество ответов «нет»
во второй строке
в четвертой строке
Общий балл
Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских
склонностей. Распределение баллов по этим уровням показано ниже.
Интерпретация результатов
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне
ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой.
Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения,
тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных
решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Однако потенциал их
склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа
по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка в 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и
организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят
друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют
инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у
испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и
организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно
ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают
свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные
мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Регулятивный компонент оценивается баллами, набранными по организаторским
склонностям. Баллы по коммуникативным склонностям будут учитываться в социальном
компоненте.
Самоанализ КТД
1. Название КТД, в котором ты принимал участие.

2. Что запомнилось мне больше всего ______________________________________________

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Академия
лидерства» способствует развитию лидерских качеств, организаторских способностей и
формированию у обучающихся активной гражданской позиции. Программа реализуется с учетом
возрастных особенностей обучающихся, индивидуальных особенностей личности обучающихся.
Для обеспечения учебно-воспитательного процесса предусматривается применение
методов обучения, основанных на сотрудничестве, сотворчестве при сохранении форм
индивидуального и коллективного обучения.
Программой предусмотрены следующие методы обучения:
По источнику передачи и восприятия знаний:
Словесные методы: рассказ, беседы, лекции, «круглый стол», семинары, конференции.
Наглядные: методические разработки игр, программ, сценарии мероприятий, компьютерные
технологии, видео и аудио-записи.
Практические: игры, круглые столы, беседы, проектная деятельность (создание, оформление,
защита проектов), занятия с лидерами, составление и разработки КТД, планов работы,
волонтерская работа, кейсы.
Самыми оптимальными методами обучения являются беседы, «круглый стол»,
конференции, сценарии мероприятий, игры, составление и разработки КТД.
По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивный метод (прочность усвоения обеспечивается путем повторения различными
способами) – просмотр, проигрывание;
- частично-поисковый (эвристический) – часть знаний сообщает педагог, часть обучающиеся
добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания;
- проектный метод
По степени самостоятельности: работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа; самостоятельная работа.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации
успеха.
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется
использовать следующие типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по
образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа
действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта
деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской
деятельности.
Формы организации учебных занятий: деловые и ролевые игры, дискуссионные формы,
беседа и дискуссия, творческие задания, коллективно-творческое дело, конкурсы, круглые столы,
проектные работы, метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций.
Занятия проводятся по группам. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают
в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией
практических приемов деятельности, проигрывание ситуаций (метод кейсов).

Участие в деловых и ролевых играх позволяет формировать у обучающихся умения
анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно
не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения
ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей,
способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем
осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем.
Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос или в качестве
обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и
навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может
нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять
полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование - реализуются с целью создания условий обучающимся
для выдвижения, развития и реализации творческой или социальной идеи - как индивидуальной,
так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени
усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма
проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри
группы направлен на самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность
участие в районных, окружных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию
успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) - основное средство сплочения коллектива, совместная
организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие
фантазии и творческих способностей детей.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с
использованием дистанционных технологий.
Формами занятий при реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:
1) коллективно-творческие дела;
2) групповые и индивидуальные практические занятия;
3) дискуссии по вопросам студенческого самоуправления;
4) тренинги на выявление лидерских качеств и организаторских способностей, на умение
работать в коллективе, на сотрудничество;
5) проведение деловых игр и конкурсов;
6) круглый стол, мозговая атака, групповые дискуссии (при решении
организационных вопросов, координация деятельности).

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение программы:
- учебный кабинет, соответствующий условиям СП; столы; стулья;
- актовый зал;
- компьютер с выходом в Интернет;
- проектор и экран, микрофоны, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат;
- канцелярские товары, игровой инвентарь.

Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Возжаев, С.Н. Достижения. Программа деятельности Российского союза молодежи / С.Н.
Возжаев, Е.Н. Возжаева. – М., 2000. – 98 с.
2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – СПб: Речь, 2005. – 317 с.
3. Горохова, Е.В. Хочу быть лидером / Е.В. Горохова. – М., 2000. – 306 с.
4. Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем:
Методические рекомендации по вопросам создания, развития и деятельности детских и
молодежных общественных объединений / под ред. И.В.Гороховской. – Вологда, 2002. – 194 с.
5. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М., 1996. – 291 с.
6. Михайлова, Н.И. Педагогика поддержки /Н.И Михайлова, С.М. Юсфин.– М.,2002.– 432 с.
7. Мухина, B.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп.
/ В.С. Мухина – М.: Академия, 2006. – 689 с.
8. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино
Средняя общеобразовательная школа № 2. / З.В.Заика, Е.Н. Пащенко. – Шебекино, 2004.
8. Прутченков, А.С. Схема подготовки социального проекта / А.С. Прутченкова
9. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. – М., 2002.
– 309 с.
10. Розанов, И.А. Из опыта реализации областной программы «Лидер» / И.А. Розанов,
Н.С.Черепанова и др. – Вологда, 2001. – 112 с.
11. Селевко, Г.К. Реализуй себя / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Г. Левина. – М.: Народное
образование, 2001. – 304 с.
12. Селевко, Г.К. Утверждай себя / Г.К. Селевко, И.Г. Назарова, О.Г. Левина. – М.:
Народное образование, 2001. – 332 с.
13. Сивицкая, Л.А. Детское общественное объединение как институт социального
воспитания и среда самовыражения ребенка. Региональная научно – практическая конференция /
Л.А. Сивицкая, С.А. Смирнова. – Томск, 2000. – 26 с.
14. Смекалова, Е.М. Школа лидерства: методические рекомендации / Е.М. Смекалова. – М.,
2006. – 129 с.
15. Социальное проектирование. – Н. Новгород: Педагогические технологи, 2004. – 206 с.
16. Тарасова, Н.П. Психолого-педагогическая диагностика в учреждении дополнительного
образования. Методическое пособие / Н.П. Тарасова О.Н.,
Тунгусова. – Нижневартовск, 2007. – 364 с.
17. Тетерский, С.В. Искусство вести за собой…Тренинги и занятия по формированию у
юношества социальной инициативности и лидерских качеств / С.В. Тетерского. – М., 2007. – 224 с.
18. Уфимцева, Ю.Б.Сборник из опыта реализации программы социальной адаптации
подростков и молодежи «Доминанта» / Уфимцева Ю.Б., Андрющенко Л.Б., Муслимова А.Г. –
Нижневартовск, 2008. – 211 с.
19. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать Практическое пособие для педагогов и
школьных психологов, ч. 1-4? / К. Фопель. – М., 2000. – 180 с.
20. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной
среде образовательных учреждений. Методические рекомендации.–Ханты-Мансийск,2010. – 301 с.

Список для обучающихся
1. Вачков, И.В. Приключения во внутреннем мире / И.В. Вачков. – М., 2005.
2. Дерябо, С. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического
мастерства / С. Дерябо, В. Ясвин. – М., 2005. – 456 с.
3. Кинчер, Дж. Книга о твоих знакомых / Дж. Кинчер. – СПб.:Владос, 2003. – 195 с.
4. Кинчер, Дж. Книга о тебе / Дж. Кинчер. – СПб.: Владос, 2006. – 190 с.
5. Маркуша, А. Мозаика для делового человека / А. Маркуша. – М., 2007. – 362 с.
6. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. – Волгоград: Учитель,
2007. – 434 с.
7. Прошитская, М.П. Правильно выбери профессию / М.П. Прошитская. – М., 2008. – 325 с.
8. Селевко, Г.К. Управляй собой / Г.К.Селевко. – М., 2003. – 260 с.
9. Селевко, Г.К. Познай себя / Г.К.Селевко. – М., 2003. – 267 с. Селевко, Г.К. Руководство
по организации самовоспитания школьников / Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 270 с.
10. Селевко, Г.К. Научи себя учиться / Г.К.Селевко. – М., 2007. – 281 с.
11. Селевко, Г.К. Найди себя / Г.К.Селевко. – М., 2003. – 297 с.
12. Селевко, Г.К. Сделай себя сам / Г.К.Селевко. – М., 2004. – 256 с.
13. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков / Д. Снайдер. – М., 2005. – 48 с.
14. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М., 2009. – 320 с.
15. Тимонин, А.И. Сборник игр «Хочу быть лидером» / А.И. Тимонин. – Н. Новгород, 2008.
– 290 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».