ДООП Спортивные игры (волейбол)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум»
(ГАПОУ СО «КМТ»)

СОГЛАСОВАНА
педагогическим советом техникума
протокол №17 от 31.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора техникума
от 31.08.2022 г. № 253
____________Е.Ю.Исакова

Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (ВОЛЕЙБОЛ)»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 15-20 лет
Срок реализации: 10 месяцев

Автор-составитель:
Селезнев Олег Александрович,
руководитель физвоспитания

г. Карпинск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

8

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

12

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

16

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Представленная программа является частью комплексно-целевой работы по физкультурно
– оздоровительному воспитанию и представляет собой единую систему занятий, предназначенную
для обучения и воспитания школьников. Она носит развивающий характер.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствует
двигательную активность учащихся, развитию их физических качеств воспитанников.
В последние годы выявляется ухудшение здоровья воспитанников общеобразовательной
школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное
артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим
заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего
возраста. Все больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушение
осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в
состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной
активности на фоне учебных перегрузок школьников.
Актуальность программы.
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых
площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих
любителей. Выбор спортивной игры – волейбол – определился популярностью ее в детской среде,
доступностью, широкой распространенностью. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков
снять физическое и эмоциональное напряжение.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие
мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического
здоровья детей. Занятия волейболом улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной
систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное
взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в
пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в
волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей,
волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Эти особенности волейбола
создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не
терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко
используются подвижные игры.
Игровая деятельность имеет особо важное значение в период наиболее активного
формирования характера – в детские и юношеские годы. Играя, дети усваивают жизненно
необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатываются смелость и воля,
сообразительность. В этот период игровой метод имеет ведущее место, приобретает характер
универсального метода физического воспитания.
Волейбол, баскетбол – очень популярные игры в нашей стране, его ценность в доступности
и несложности оборудования. Данные спортивные игры представляют собой прекрасное средство
для развития физических качеств, таких как ловкость, выносливость, координация движений и
т.п., развития двигательной активности, укрепления здоровья детей.
3

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на
понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта
спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на
освоение предметного содержания. Она учитывает специфику дополнительного образования и
позволяет охватить значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, а также то, что
она включает, кроме практических умений, теоретические знания по волейболу и технике
судейства.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного
образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов
двигательной деятельности из раздела «Волейбол».
Курс направлен на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и повышение
физической подготовленности обучающихся, а также на удовлетворение интересов обучающихся
в углубленной подготовке по избранному виду спорта.
Направленность (профиль) программы – физкльтурно-спортивная.
Нормативная база
Физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры (Волейбол)» разработана на
основе:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
4. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
5. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242).
6. Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
7. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Педагогическая целесообразность. Применения данной программы по волейболу в системе
физического воспитания объясняется несколькими причинами:
доступностью игры для любого возраста;
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления
здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в тоже время, использования его как
полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга;
4

высоким зрелищным эффектом игрового состязания. Волейбол позволяет решить проблему
занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Практическая значимость. В условиях современной общеобразовательной школы у
обучающихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания
развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного
образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении,
оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их
собственной творческой деятельности также является социализацию и активизацию собственных
знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к
самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку
обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.
Цель: Организация спортивной подготовки детей по волейболу с различными физическими
способностями, с предоставлением им равных возможностей.
Задачи:
Предметные
- обучить техническим и тактическим приемам волейбола;
- развивать ОФП, СФП (силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию движений,
скоростно-силовые качества, соответственно сенситивным возрастным периодам).
- ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и
дома;
- сформировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Метапредметные
- развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества ребенка,
обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках,
беге обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Личностные
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и
инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование
личности ребёнка;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- привить трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, активность,
стремление к достижению высоких результатов и снижению заболеваемости.
Возраст занимающихся:15-20 лет.
Срок освоения программы: 10 месяцев.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая,
с использованием дистанционных технологий и т.п.
5

Перечень форм занятий: учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования,
физкультурные праздники, самоподготовка, комбинированное занятие (сочетающее в себе
объяснение и практическое упражнение); групповые; индивидуальные; круговая тренировка;
тестирование; консультация; учебная игра.
Особенности организации образовательного процесса: образовательный процесс организован в
соответствии с учебным планом объединения обучающихся разновозрастной группы в количестве
16 человек.
Содержание программы включает в себя изучение правил игр в волейбол, баскетбол
общую физическую и специальную подготовку, изучение технических и тактических приемов игр
в волейбол и баскетбол, а также психологическую подготовку учащихся к соревнованиям, правил
судейства, оказания первой помощи при травме, технику безопасности.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью – два
академических часа. Общая продолжительность программы 90 часов в год.

Результат освоения программы
По окончании обучения воспитанники
должны знать:
- технику безопасности;
- спортивный инвентарь;
- правила игры в волейбол, баскетбол;
- основы техники и тактики игры;
- основы общей физической и специальной подготовки;
- режим питания спортсмена;
- основы психической саморегуляции;
- технику безопасности на занятиях, выездных соревнованиях;
- упражнения общей физической и специальной подготовки;
- правила оказания первой помощи при травме;
- правила судейства в волейболе, баскетболе;
- приемы техники и тактики игры;
должны уметь:
- выполнять основные упражнения общей физической и специальной подготовки;
- выполнять приемы техники и тактики игр в волейбол, баскетбол;
- оказать первую помощь при травме;
- выполнять упражнения общей физической и специальной подготовки;
- владеть приемами техники и тактики игры.
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной
специализации;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические
упражнения,
поддерживать
оптимальный
уровень
индивидуальной
работоспособности;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
6

Планируемые результаты
Предметные
 рационально планировать режим дня и учебной недели;
 соблюдать правила профилактики травматизма и подготовки места занятий,
использовать правила оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями;
 определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных
систем организма;
 использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального
отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
 подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и
возможностей собственного организма;
 взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении
новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития
и физической подготовленности;
 выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях
учебной и игровой деятельности;
 выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Метапредметные
- овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
Личностные
овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной
деятельности.
овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, научится
максимально проявлять физические способности (качества) в повседневной жизни.
Формы контроля
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения
детей.
Входящий контроль: в начале года проводится входное тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего
учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной
физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры, а также
участие в районных соревнованиях по волейболу.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме
учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях
разных уровней: школьного, муниципального и прочих.
7

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема
1

9

Вводное занятие. Основы знаний о
физической культуре и спорте.
Правила игры в волейбол
Основные техники и тактики игры в
волейбол
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка игры в волейбол
Тактическая подготовка игры в волейбол
Товарищеские и учебные игры. Итоговое
задание
Краткий обзор развития баскетбола.

10

Основы техники игры в баскетбол.

2
3
4
5
6
7
8

Теория Практи
ка
2
-

Итого:

Тема 1. Вводное занятие.
8

2

4
4

-

4
4

4

12
12
12
12
12

14
12
16
14
16

2
2
18

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Теоретическая подготовка (18 часов)

Всего

2
12
72

10
90

Цель: познакомить со спецификой спортивной игры волейбол, с инвентарем, с техникой
безопасности; дать понятие о возможностях травматизма и врачебном контроле.
Ключевые понятия: волейбол – спортивная игра.
Теоретические сведения. Зарождение игры. Оборудование, инвентарь. Техника
безопасности на занятиях. Возможности травматизма. Врачебный контроль, самоконтроль.
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Ожидаемые результаты: должны знать об истоках зарождения игры, инвентарь, технику
безопасности, о возможностях травматизма.
Тема 2. Правила игры в волейбол.
Цель: дать понятия о правилах игры, судейства, ведения протокола.
Ключевые понятия: правила игры, судейство, протокол.
Теоретические сведения: Основные правила игры в волейбол. Обязанности судьи в игре.
Ведение протокола игры.
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Воспитательный аспект: формирование интереса к волейболу.
Ожидаемые результаты: должны знать правила игры, обязанности судьи, правила ведения
протокола.
Тема 3. Основные техники и тактики в волейболе.
Цель: познакомить с основными техническими и тактическими приемами игры.
Ключевые понятия: техника, тактика.
Теоретические сведения. Разнообразие технических и тактических приемов, их
использование. Начальные понятия комбинационной игры (расстановка по зонам, обязанности
игроков на площадке во время розыгрыша).
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Ожидаемые результаты: должны знать о приемах игры в волейбол.

Раздел 2 Общая физическая подготовка (14 часов)
Тема 4. Общая физическая подготовка.
Цель: развить физические качества воспитанников, двигательную активность.
Ключевые понятия: бег, прыжки.
Практическая работа: Беговые упражнения: челночный бег 4 × 9 м; кроссовая подготовка
– бег в среднем темпе 15 мин.; бег по пересеченной местности 5, 7 мин.; подвижные игры с
элементами волейбола; ускорения из различных положений (сидя, лежа, низкий старт).
Упражнения на подтягивание, приседание (на одной ноге 2 × 10 раз). Упражнения на развитие
прыгучести: прыжки на скакалке, доставание подвешенного мяча, выпрыгивание из полного
приседа 2 × 15 раз, прыжки в длину с места (в т.ч. на одной ноге) 2 × 15 м, прыжки на двух ногах с
отягощением (гантели). Упражнения на развитие выносливости: бег 1 км на время.
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Воспитательный аспект: формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять физические упражнения.

Раздел 3 Специальная физическая подготовка (12 часов)
Тема 5. Специальная физическая подготовка.
Цель: развить специальные навыки для игры в волейбол.
Ключевые понятия: подача, передача.
9

Практическая работа: Имитация передач (верхней, нижней) набивным мячом 4 × 20 раз.
Подбрасывание набивного мяча от груди над головой 2 × 10 раз. Подбрасывание набивного мяча
от колен вверх прямыми руками 2 × 10 раз. Упражнения с резиновым амортизатором (передачи
верхняя, нижняя). Прямая подача с сопротивлением амортизатором правой, левой руками 2 × 30
раз. Упражнения на развитие координации: вращение мяча вокруг туловища вправо-влево,
жонглирование двумя мячами (подкинув мяч над собой, принять упор присев, встав поймать мяч).
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять физические упражнения.

Раздел 4 Технико-тактическая подготовка (30 часов)
Тема 6. Техническая подготовка игры в волейбол.
Цель: научить основным принципам техники подач, передач.
Ключевые понятия: подача, передача.
Теоретические сведения: Основные технические приемы подач, передач.
Практическая работа: Стойки: средняя – для приема мяча, высокая для атакующего
удара, низкая для страховки. Передвижения шагом: приставным, двойным, скрестным, скачок,
падения. Передача верхняя двумя руками в опоре, в прыжке: по длине (длинная через зону,
короткая – из зоны в зону, укороченная – в одной зоне); по высоте (высокие – 2м и более, средние
– до 2м, низкие – до 1м); передачи выполняются в парах или у стены с отскоком. Подача нижняя
прямая (подбросить мяч на высоту 30 – 40 см, осуществляется встречным движением), верхняя
прямая подача (подбросить мяч на 1м над головой, выполнить замах вверх-назад, нанести удар
несколько впереди игрока). Прямой атакующий удар: разбег прыжок, удар по мячу, приземление.
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Ожидаемые результаты: должны знать основные приемы подач, передач; должны уметь
выполнять все основные приемы при игре.
Тема 7. Тактическая подготовка.
Цель: познакомить с тактикой игры в волейбол.
Ключевые понятия: защита, нападение.
Теоретические сведения: приемы защиты, элементы страховки во время игры; приемы
нападения: основные действия.
Практическая работа: Тактика защиты: позиции каждого игрока во время атаки
соперника, страховка. Тактика нападения: групповые тактические действия, нападения со второй
передачи.
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Воспитательный аспект: воспитание духа соперничества.
Ожидаемые результаты: должны знать основные приемы защиты и нападения; должны
уметь выполнять основные элементы защиты, нападения.

Раздел 5 Товарищеские и учебные игры. Итоговое задание (12 часов)
Тема 8. Итоговое занятие.
Цель: подвести итого первого года обучения, выполнить контрольные нормативы.
Теоретические сведения: подведение итогов первого учебного года.
10

Практическая работа: Сдача контрольных нормативов: прыжок с с места в высоту,
челночный бег 4 × 9 на время; верхняя передача над головой на высоте 1,5 – 2 м; нижняя передача
на высоте 1,5 – 2 м; нижняя подача (из пяти попыток – три попадания – на отлично).
УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Ожидаемые результаты: должны выполнить контрольные нормативы.

Раздел 6 Теоретическая подготовка (2 часа)
Тема 9. Основы знаний о физической культуре и спорте. Краткий обзор развития
баскетбола.
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение
приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью, в одном и в разных
направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два
шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий
против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

Раздел 7 Технико-тактическая подготовка (24 часов)
Тема 10. Основы техники игры в баскетбол.
Броски мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте, от груди с шагом вперед, от груди в
движении. Передача одной рукой от плеча, одной рукой с шагом вперед. Передача одной рукой с
отскоком от пола, двумя руками с отскоком от пола.
Ловля мяча. Ловля мяча после полуотскока, высоко летящего мяча, катящегося мяча,
стоя на месте. Ведение мяча в движении шагом, в движении бегом. То же с изменением
направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Ловля мяча правой и левой рукой
поочередно на месте, правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки
на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в
баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и
остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в
баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной
рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух
шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой
в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней
дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.
Тема 11. Тактика игры в баскетбол.
Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с
мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные
действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими
действиями.

11

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N
п/п

Месяц

Число

Время
проведени
я занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Название раздела,
темы
Раздел 1. Вводное занятие.

Место
проведения

Форма контроля

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

Анкетирование

2

Вводное занятие . Основы знаний о
физической культуре и спорте.
Правила игры в волейбол

10

Тема 1 Общая физическая подготовка

2

Правила игры в волейбол

2
2

Основные техники и тактики игры в
волейбол
Общая физическая подготовка

2

Бег 500, 1000 метров.

2

Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в
упоре.

4
1

сентябрь

2

7
14

3

21

4

28

5

октябрь

5

6

12

7

19

8
9

26
ноябрь

2

10

9

11

16

15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40

15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45

теоретическое
занятие
практическое
занятие

теоретическое
занятие
теоретическое
занятие
Практическоя
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

2

20
2
2

Прыжки через скакалку, напрыгивание и
соскоки.
Подвижные игры с элементами волейбола

2

Подвижные игры с элементами волейбола

2

Подвижные игры с элементами волейбола

12

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО

Тестирование

Тестирование

12

23

13

30

14

декабрь

7

15

14

16

21

17

28

18

Январь

11

19

18

20

25

21

февраль

1

22

5

23

15

24

22

25

март

1

15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40

занятие
Практическое
занятие

15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40

Практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

2

Подвижные игры с элементами волейбола

10
2

Тема 2 Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития силы ног и рук.
ГАПОУ СО
«КМТ»
Упражнения для развития силы ног и рук.
ГАПОУ СО
«КМТ»
Упражнения для развития скоростных
ГАПОУ СО
качеств.
«КМТ»
Упражнения для развития скоростных
ГАПОУ СО
качеств.
«КМТ»
Упражнения для развития скоростных
ГАПОУ СО
качеств.
«КМТ»
Тема 3 Техническая подготовка
Техника передачи мяча
ГАПОУ СО
«КМТ»
Техника передачи мяча
ГАПОУ СО
«КМТ»
Обучение нападающего удара
ГАПОУ СО
«КМТ»
Обучение нападающего удара
ГАПОУ СО
«КМТ»
Совершенствование нападающего удара
ГАПОУ СО
«КМТ»
Совершенствование нападающего удара
ГАПОУ СО
«КМТ»
Обучение техники передачи мяча в парах
ГАПОУ СО
«КМТ»
Обучение техники передачи мяча в парах
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема 4 Тактическая подготовка по

2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2
2
2

13

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

26

7

27

15

28

22

29

29

30

апрель

5

31

12

32

19

33

21

34

26

35

май

3

36

5

37

10

38

17

39

24

40

31

15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40

15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45
15.55-16.40
15.00-15.45

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое

2
2
2
2
2
2

волейболу
Индивидуальные тактические действия
игрока
Индивидуальные тактические действия
игрока
Передача мяча в тройках (на месте и в
движении)
Передача мяча в тройках (на месте и в
движении)
Совершенствование подач и передач мяча

2

Совершенствование нападающего удара,
блока
Тактика игры в защите

2

Тема 5 Товарищеские и учебные игры.
Итоговое задание
Товарищеские и учебные игры

2

Товарищеские и учебные игры

2

Товарищеские и учебные игры

2

Товарищеские и учебные игры

2

Товарищеские и учебные игры

2

Товарищеские и учебные игры

2

Краткий обзор развития баскетбола.

2

Основы техники игры в баскетбол.

14

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

15.55-16.40

занятие
Тема 6 Основы техники игры в баскетбол.

41
42
43
44
45

июнь

15.00-15.45
15.55-16.40
7
15.00-15.45
15.55-16.40
14
15.00-15.45
15.55-16.40
21
15.00-15.45
15.55-16.40
28
15.00-15.45
15.55-16.40
ИТОГО:

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

2

Ведение мяча, остановки, развороты.

2

Ведение мяча, остановки, развороты.

2

Передача мяча на месте и в движении.

2

Передача мяча на месте и в движении.

2

Броски в кольцо с места, в движении, после
остановки.

90

15

«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Принципы организации обучения
Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей
и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации,
видео-, аудиозаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип
позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности учащихся под руководством
педагога. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и
учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она
ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс
обучения требует от учащегося высокой активности.
Формы и методы обучения
Образовательный процесс включают в себя:
Словесные методы:
1. Обзорные беседы;
2. Обсуждение игровых моментов.
3. Объяснение
4. Рассказ, беседа
Наглядные методы:
1. Самостоятельный разбор тактических действий игроков;
2. Просмотр видероликов игр по волейболу
3. Показ учителя, ученика.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы
реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное
создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала.
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающая,
игровая,
информационнокоммуникационная, технология уровневой дифференциации и соревновательная.
С первых занятий обучающиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной
безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию
рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
Дидактические материалы:
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
16

- Положение о соревнованиях по волейболу.
Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
- Инструкции по охране труда.

Материально-техническое обеспечение программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с волейбольной
разметкой площадки, волейбольными стойками.
Спортивный инвентарь:
- волейбольные мячи -15-20 штук;
- набивные мячи - на каждого обучающегося;
- перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
- гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
- волейбольная сетка;
- гимнастические маты;
- баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
Спортивные снаряды:
- гимнастические скамейки – 3-5 штук;
- гимнастическая стенка – 6 пролетов.

17

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей
и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - м.: Просвещение, 2017.
2. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2016.
3. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 2019.
4. Свиридов В. Л./ Волейбол. Энциклопедия.-м: «Человек»-2016
5. Фомин Е.В. /Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов. Спорт,
2018
6. Губа В.П. / Волейбол. Основы подготовки, тренировки, судейства. Спорт, 2019
Литература для обучающихся и родителей
1. Коротаева Е.Ю. / Развитие физических качеств и функциональных возможностей
средствами волейбола. Учебное пособие. -Проспект,2019 2. Федеральный стандарт спортивной
подготовки по виду спорта Волейбол / Издательство Спорт,2016 3. Железняк Ю.Д. /Подготовка
юных волейболистов ,2016
Интернет — ресурсы:
http://www.old.volley-center/

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».