ДООП Я-предприниматель (Построй свой бизнес)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум»
(ГАПОУ СО «КМТ»)

СОГЛАСОВАНА
педагогическим советом техникума
протокол №17 от 31.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора техникума
от 31.08.2022 г. № 253
____________Е.Ю.Исакова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Я- Предприниматель (Построй свой бизнес)»
(базовый уровень)
Возраст от 15 до 20 лет
Срок реализации: 10 месяцев

Автор –составитель
Попкова Анна Петровна,
преподаватель

г. Карпинск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

7

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

8

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

11

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

15

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

20

7. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

26

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в
предпринимательство» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для
учащихся, проявляющих интерес и способности в социально-экономическом творчестве и
ориентированных на участие в социально значимой деятельности. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в предпринимательство»
разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
3

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Программа адресована учащимся 1-4 курса, которые могут подготовить себя к реальной
жизни, познакомиться с профессиями бизнеса, основами финансовой грамотности, попробовать
свои силы в предпринимательстве, приобрести компетенции, которые будут в дальнейшем
востребованы на рынке труда.
Каждый востребованный сотрудник должен уметь критически мыслить, быть креативным,
уметь договариваться и налаживать контакты, определять общую цель, распределять роли и
оценивать результат. Эти компетенции формируются в общеразвивающей программе социальнопедагогической направленности «Построй свой бизнес».
Учащиеся учатся создавать фирму (предприятие), проходят регистрацию; принимают на
работу сотрудников, открывают счета в банке, заключают договор аренды; осуществляют
взаимодействие с другими фирмами, делая заказы и предлагая свои товары и услуги; создают
творческие продукты (каталоги, рекламную продукцию, видеоролики, презентации, промоакции),
подводят итоги своей деятельности; создают бизнес-план; участвуют в тренингах, мастер-классах.
Участвуя в конкурсах - в городских, всероссийских, учащиеся могут продемонстрировать
сформированные компетенции и получить дипломы участников и победителей, которые будут
помещены в профессиональное портфолио и портфолио достижений, формируемое в процессе
обучения.
Актуальность разработки и реализации дополнительной общеобразовательной
программы определяется ее ориентацией на решение задач, определяемых в соответствии с
Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей, а именно:
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе
духовно-нравственных
ценностей
общества.
Обеспечение
баланса
между
образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития
Российской Федерации, на основе использования потенциала системы дополнительного
образования. Нацелено на формирование активной жизненной и гражданской позиции у
подрастающего поколения на основе применения современных методов и форматов обучения,
направленных на развитие метапредметных умений, навыков проектной деятельности и
взаимодействия между обучающимися. Актуальность программы также подкрепляется ее
направленностью на поддержку одаренных учащихся в экономической сфере, развитие
способности к самоопределению, формированию компетенций, определяющих успешность
жизнедеятельности. Дополнительные общеобразовательные программы по развитию
предпринимательских навыков у детей Вовлечение учащихся в предпринимательскую
деятельность обеспечит развитие общего кругозора, креативности и предприимчивости,
социально-экономическую осведомленность, представление о нравственной стороне
предпринимательства и ориентированность обучающихся на достижение успеха. Содержательные
аспекты программы способствуют формированию экономической грамотности, знаний и умений
деятельности в режиме изменений и неопределенности, развитию умения постановки задач и их
решения, основных характеристик социального интеллекта (понимания других, себя и умения
успешно взаимодействовать).
4

Обучение основам предпринимательства и финансовой грамотности стало актуальным в
последнее время. Его следует рассматривать, как возможность формирования у обучающихся
предпринимательского отношения к созидательному труду в целом, вне зависимости от того,
какую роль придётся выполнять в реальной жизни: предпринимателя, управленца или просто
работника по найму. Необходимо научиться планировать доходы и расходы, достигать
финансового благополучия. В условиях рыночных отношений надо умело применять полученные
знания на практике. Таким местом практики может стать данная образовательная программа.
Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на развитие личностных,
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий,
способствует формированию ИКТ компетентности обучающихся, способности и готовности к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии.
Программа разработана с учетом практики молодежных, в том числе, бизнес-инкубаторов,
основная задача которых – активное содействие резидентам в создании, развитии и продвижении
бизнеса, становлении социального предпринимателя.
Главный принцип программы: позитивный и результативный опыт обучающегося как
социального предпринимателя является более сильным мотиватором к предпринимательской
деятельности и инновационному бизнесу, чем любая, даже очень продуктивная игра. Так,
обучающиеся имеют возможность представлять свои проекты в рамках городской программы по
бизнес-планированию, областных конкурсах по предпринимательству.
Отличительной особенностью программы в содержательном плане является ее ориентация с
учетом краткосрочности реализации на моделирование квазипрофессиональной деятельности
(разработка и реализация бизнес-проекта), развитие гибких навыков у учащихся. В
технологическом плане отличительной особенностью является обучение методом погружения в
бизнес-ситуацию, использование метода кейс-стади, электронного обучения и дистанционных
технологий (применение цифровых платформ Discord, Moodle, Zoom, TrueConf и т.п.). Кроме того,
данная программа может быть реализована в сетевой форме с привлечением специалистов из
сферы реального бизнеса (в очном или дистанционном формате).
Педагогическая целесообразность разработки и реализации программы обусловлена
возрастными
особенностями
обучающихся,
характеризующимися
периодом
«зенита
любознательности», ростом самосознания, овладения этическими нормами поведения и
стремления экспериментировать. В этот период повышается активность детей, происходит
расширение границ и сфер интересов (в том числе социально-значимых). Старший подростковый
возраст благоприятен для вовлечения обучающихся в социально значимую деятельность
преобразующего характера, для развития детской инициативы, активизации мыслительной
деятельности, для предоставления возможности попробовать себя в роли преобразователя и
предпринимателя. Создание ситуации успеха и привлечение учащихся к социально значимой
деятельности способствует профилактике социальной дезадаптации, формирует активную
жизненную позицию и компетенции, отвечающие за успешную социализацию. Отличительные
особенности программы. Программное содержание, методы, формы, средства обучения
отбирались с учетом основных направлений модернизации образования, а именно: личностная
5

ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, формирование
готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач. В ходе обучения учащиеся должны ознакомиться с ролью
экономики в жизни общества и предпринимательства, связанные с развитием рыночной
экономики. Постепенное введение учащихся в науку экономика поможет им в дальнейшем
усвоить базовый материал, будет способствовать формированию у них более рационального
мышления.
Цель программы: формирование активной личности, способной самостоятельно
оценивать экономические процессы в обществе, выдвигать и формулировать предложения,
направленные на решение отдельных экономических проблем.
Задачи программы
Обучающие
1. Расширить представления о предпринимательстве как социальноэкономическом
явлении, истории его развития в России и за рубежом.
2. Сформировать элементарные знания и умения в области разработки и реализации
стартапов/бизнес-проектов.
3. Формировать бизнес-компетенции, навыки публичных выступлений и презентаций.
Воспитательные
1. Развивать позитивные ценностные, мотивационные и профориентационные установки к
предпринимательской деятельности;
2. Развивать социально значимые качества личности (ответственность, мотивация
достижений, инициативность, стремление к сотрудничеству).
3. Развивать позитивную Я-концепцию, активную гражданскую и личностную позиции.
Развивающие
1. Развивать аналитические способности, целеполагание, умение формулировать гипотезы,
критичность мышления.
2. Развивать качества творческого мышления (беглость, продуктивность, креативность).
3. Формировать и развивать навыки самоорганизации, саморегуляции, лидерские качества,
умение взаимодействовать в командной работе, перцептивные способности как основу
эмоционального интеллекта.
Возраст занимающихся: 15-20 лет.
Срок реализации программы: 10 месяцев.
Уровень освоения программы – базовый.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью – два
академических часа. Общая продолжительность программы 90 часов в год.
Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.
Количество обучающихся в группе 16 человек.
Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных образовательных технологий.

6

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1
2

Организационное занятие. Введение

3
4

Раздел 2. Финансовое планирование
Раздел 3. Управление собственным бизнесом:

Раздел 1 Основы предпринимательской
деятельности

1
8

1
4

4

8
8

2
6

6
2

Форма
аттестации,
контроля

Тестирование

бизнес-процессы, бизнес-коммуникации,
бизнес-моделирование. Виды
предпринимательства в российской экономике
5
6

Раздел 4. Налоги
Раздел 5 Разработка и продвижение бизнес – идеи.
Успешный стартап.

11
14

8
10

3
4

7

6

6

-

8

Раздел 6. Маркетинговое планирование и
продвижение продукта на рынок
Раздел 7. Проектирование и запуск стартапов

8

6

2

9

Раздел 8. От бизнес-идеи к бизнес-проекту

8

6

2

11

6

5

10 Раздел 9. Профессиональная коммуникация в

целях эффективного стартапа
11

Итоговое занятие. Защита проектов

8

Итого

90

7

8
54

36

Представление
проектов.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Организационное занятие. Введение (1 ч.)
Теория: Знакомство с группой. Цели, задачи курса. О чем и для чего этот курс?
Практика: Практикум. Проведение анкетирование. Давайте познакомимся.
Раздел 1 Основы предпринимательской деятельности (8 ч.)
Теория: дает представление о предпринимательстве как о профессиональной деятельности:
в нем характеризуются профессиональные функции, интересы, мотивационные установки
предпринимателя, а также его личные качества, анализируется место предпринимательства в
российской экономике и генезис формирования национальной модели предпринимательства,
рассматриваются вопросы формирования у обучающихся мотивации к изучению
предпринимательства и получению предпринимательских компетенций.
Практика: ответить на вопросы теории. Рассмотреть практические ситуации
Раздел 2. Финансовое планирование (8 ч.)
Теория: О Центральном банке (Банке России) — независимом регуляторе финансовой
системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг; человеческий капитал, деньги,
финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы,
доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит,
профицит, баланс.
Практика: Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка
его баланса. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе
анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана.
Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей. Сравнительный
анализ сберегательных альтернатив.
Раздел 3. Управление собственным бизнесом: бизнес-процессы, бизнес-коммуникации,
бизнес-моделирование. Виды предпринимательства в российской экономике (8 ч.)
Теория: Бизнес-процессы и бизнес-коммуникации в современном предпринимательстве.
Бизнес-моделирование. Виды предпринимательства в российской экономике (отраслевое,
диверсифицированное, социальное, цифровое, технологическое). Характеристика системы
управления бизнесом и ее основные объекты: бизнес-процессы, бизнес-ресурсы, бизнескоммуникации и бизнес-результаты. Рассматриваются подходы к бизнес-моделированию в
качестве основного инструмента управления бизнесом, характеризуются кооперация и
конкуренция в предпринимательской среде, а также различные виды предпринимательства в
зависимости от их отраслевой направленности и специфики бизнес-задач (в т.ч. социальное,
технологичное предпринимательство, цифровой бизнес). Представлены приоритеты и цели
государственной политики в сфере научно-технического развития, мировые тренды научнотехнического развития, приоритетные направления развития ИКТ как наиболее быстро
развивающейся отрасли, являющейся источником инноваций и открывающей окна возможностей
для развития других отраслей, дается характеристика особенностей предпринимательской
деятельности в области ИКТ.
Практика: Мини-проекты. подходы к бизнес-моделированию в качестве основного
инструмента управления бизнесом, характеризуются кооперация и конкуренция в
предпринимательской среде. Мини-исследование. Анализ возможностей Интернет-банкинга для
8

решения текущих и перспективных финансовых задач. Управление собственным бизнесом –
организация бизнеса. Структура управления. Проектирование и развитие инфраструктуры
обучения предпринимательству. Организация стартапов и формирование молодежного
предпринимательского сообщества в организациях.
Раздел 4. Налоги (11 ч.)
Теория: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная,
прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация,
налоговые вычеты.
Практика: Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в
части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц.
Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых
вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и
др.
Раздел 5. Разработка и продвижение бизнес – идеи. Успешный стартап. (14 ч.)
Теория: анализируются особенности реализации предпринимательской деятельности и
тенденции развития следующих отраслей: «Автоматизация, радиотехника и электроника»,
«Искусство, дизайн и сфера услуг», «Машиностроение, управление сложными техническими
системами, обработка материалов», «Строительство», «Обслуживание транспорта и логистика».
Модуль заканчивается краткими выводами. Источники бизнес-идей и эффект «изюминки», оценка
потенциала бизнес-идеи. Тестирование бизнес –идеи через создание минимального жизненного
продукта. Задачи и ошибки бизнес – планирования. Финансовое планирование.
Практика: Составление финансового плана.
Раздел 6. Маркетинговое планирование и продвижение продукта на рынок. (6 ч.)
Теория: Формула и функциональные задачи маркетинга. Три этапа маркетингового
продвижения. Каналы маркетингового продвижения. Анализ конкурентов. Маркетинговое
планирование.
Практика: Мини проекты: создание рекламы. Мини-исследование: Анализ конкурентов.
Маркетинговое планирование.
Раздел 7. Проектирование и запуск стартапов. (8 ч.)
Теория: Предстартовый этап бизнеса. Запуск стартапов. Типы и задачи стартапов.
Обустройство и раскрутка бизнеса.
Практика: Мини проекты: Разработка стартапов.
Раздел 8. От бизнес-идеи к бизнес-проекту. (8 ч.)
Теория: оценка коммерческого потенциала инноваций. Оценка потенциала рынка для
инновационных продуктов и технологий. Маркетинговый анализ рыночного потенциала.
Комплексный инструментарий оценки стартапа на примере кейса ExecutivePlan. Этапы
технологического
стартапа.
Источники
финансирования технологического
стартапа.
Технологические тренды как факторы успеха технологического предпринимателя. Источники
бизнес-идеи для социального бизнеса. Поддержка и распространение социальных бизнес-идей.
Примеры источников бизнес-идей для социального бизнеса.
9

Практика: Мини проекты: Маркетинговые исследования рынка. Сегмент рынка. Миниисследование: Исследование рынка сбыта.
Раздел 9. Профессиональная коммуникация в целях эффективного стартапа. (11 ч.)
Теория: межфирменные и внутрифирменные профессиональные бизнес-коммуникации.
Создания конкурентоспособной команды стартапа. Бизнес-коммуникации предпринимателей с
работниками. Стратегии лидеров цифрового маркетинга.
Практика: Мини проекты: Создания конкурентоспособной команды стартапа. Мини
проекты: Создание бизнес-идей.

10

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№
п/п

Месяц

Числ
о

Время
проведения
занятия

1

сентябрь

2

16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие

2

сентябрь

9

3

сентябрь

16

4

сентябрь

23

5

сентябрь

30

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

6

октябрь

7

7

октябрь

14

8

октябрь

21

9

октябрь

28

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Форма занятия

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Колво
часов

Тема занятия

1
1

2

Организационное занятие. Введение.
Знакомство с группой.
Введение.
Раздел 1 Основы предпринимательской деятельности
Тема 1.1 Предпринимательство в системе российского среднего
профессионального образования. Предпринимательство как профессия.
Тема 1.2 Место предпринимательства в российской экономике.
Российская национальная модель предпринимательства
Тема 1.3 Предпринимательство как профессия. Профессиональные
функции предпринимателя, бизнес-организация.
Тема 1.4 Бизнес-моделирование

8

Раздел 2. Финансовое планирование

2

Тема 2.1 Финансы, финансовые цели, финансовое планирование

8
2
2
2

2
2
2
8

10

ноябрь

3

11

ноябрь

11

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие

2
2

Место
проведения

Форма
контроля

ГАПОУ СО
«КМТ»

Наблюдение

ГАПОУ СО
«КМТ
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

ГАПОУ СО
Тестирование
«КМТ»
Тема 2.2 Составление текущего и перспективного бюджета, оценка
ГАПОУ СО
его баланса
«КМТ»
Тема 2.3 Составление финансового плана (краткосрочного), на основе
ГАПОУ СО
анализа баланса бюджета, анализ и коррекция финансового плана.
«КМТ»
Тема 2.4 Составление финансового плана (долгосрочного) на основе
ГАПОУ СО
анализа баланса бюджета, анализ и коррекция финансового плана.
«КМТ»
Раздел 3. Управление собственным бизнесом: бизнес-процессы, бизнес-коммуникации, бизнесмоделирование. Виды предпринимательства в российской экономике
Тема3.1 Бизнес-процессы и бизнес-коммуникации в современном
ГАПОУ СО
предпринимательстве
«КМТ»
Тема3.2 Бизнес-моделирование
ГАПОУ СО
«КМТ»

11

12

ноябрь

18

16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие

2

13

ноябрь

25

16.00-16.45
16.55-17.40

Практическое
занятие

2

14

декабрь

2

15

декабрь

9

16

декабрь

8

17

декабрь

16

18

декабрь

23

19

январь

10

20

январь

13

21

январь

20

22

январь

27

23

февраль

3

24

февраль

7

25

февраль

10

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

11

Тема3.3 Виды предпринимательства
(отраслевое,
диверсифицированное,
технологическое)
Тема3.4 Виды предпринимательства
(отраслевое,
диверсифицированное,
технологическое)
Раздел 4. Налоги

2

Тема 4.1Налоговый кодекс РФ, сумма налога

2

Тема 4.2 Налоги. Виды налогов,

2

Тема 4.3Предмет субъект и объект налогообложения. Ставка налога

2
3

Тема
4.4
системы
налогообложения
(пропорциональная,
прогрессивная, регрессивная)
Тема 4.5Налоговые льготы, порядок уплаты налога

14

Раздел 5. Разработка и продвижение бизнес – идеи. Успешный стартап.

2

Тема 5.1Источники бизнес-идей и эффект «изюминки»

2
2
2
2
2
2
6

в

российской
социальное,

экономике
цифровое,

ГАПОУ СО
«КМТ»

в

российской
социальное,

экономике
цифровое,

ГАПОУ СО
«КМТ»

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема 5.2Оценка потенциала бизнес-идеи
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема5.3Тестирование бизнес –идеи через создание минимального
ГАПОУ СО
жизненного продукта
«КМТ»
Тема5.4 Тестирование бизнес –идеи через создание минимального
ГАПОУ СО
жизненного продукта
«КМТ»
Тема5.5Задачи и ошибки бизнес - планирования
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема5.6Финансовое планирование
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема5.7 Составление финансового плана
ГАПОУ СО
«КМТ»
Раздел 6 Маркетинговое планирование и продвижение продукта на рынок

12

Проведение
акций

26

февраль

17

27

февраль

24

28

март

3

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие

2

Тема 6.1 Формула и функциональные задачи маркетинга

2

Тема 6.2 Три этапа маркетингового продвижения

2

Тема6.3 Анализ конкурентов. Маркетинговое планирование

8

Раздел7Проектирование и запуск стартапов

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

29

март

10

16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие

2

Тема 7.1 Предстартовый этап бизнеса

ГАПОУ СО
«КМТ»

30

март

17

Тема 7.2 Запуск стартапов. Типы и задачи стартапов

март

24

2

Тема 7.3 Обустройство и раскрутка бизнеса

32

март

31

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

2

31

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

2

Тема 7.4 Запуск стартапов. Типы и задачи стартапов

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

8

Раздел8 От бизнес-идеи к бизнес-проекту

2

Тема 8.1 Этапы технологического стартапа

33

апрель

7

34

апрель

14

35

апрель

21

36

апрель

28

37

май

5

38

май

12

39

май

19

40

май

26

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

2
2
2
11
2
2
2
2

ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема 8.2 Источники финансирования технологического стартапа
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема8.3Технологические тренды как факторы успеха технологического
ГАПОУ СО
предпринимателя
«КМТ»
Тема 8.4Комплексный инструментарий оценки стартапа на примере ГАПОУ СО
кейса ExecutivePlan
«КМТ»
Раздел9Профессиональная коммуникация в целях эффективного стартапа
Тема9.1Межфирменные и внутрифирменные профессиональные ГАПОУ СО
бизнес-коммуникации
«КМТ»
Тема9.2Создания конкурентоспособной команды стартапа
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема9.3Бизнес-коммуникации предпринимателей с работниками
ГАПОУ СО
«КМТ»
Тема 9.4 Стратегии лидеров цифрового маркетинга
ГАПОУ СО
«КМТ»

13

Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение

41

июнь

2

42

июнь

9

43

июнь

16

44

июнь

23

45

июнь

30

16.00-16.45
16.55-17.40

16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40
16.00-16.45
16.55-17.40

Практическое
занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
ИТОГО

3

Тема 9.5 Подготовка презентаций к защите проектов

8

Защита проектов

2

Тема 10.15Бизнес - план

2

Тема 10.16Бизнес - план

2

Тема 10.17Бизнес - план

2

Подведение итогов

90

14

ГАПОУ
«КМТ»

СО

ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»
ГАПОУ СО
«КМТ»

Представление
проектов.
Представление
проектов.
Представление
проектов.
Итоговое
занятие

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы «Построй свой бизнес» выпускник должен знать:
- основные понятия макро и микроэкономики, менеджмента и предпринимательства;
- особенности правового регулирования труда и финансирования индивидуального
предпринимателя, торговли в сети интернет, в области защиты прав потребителей;
- особенности организационно-административной деятельности менеджеров: обязанности,
способы управления и мотивации персонала;
- правила и особенности ценообразования, налогообложения, расчетов прибыли
предприятия, товарооборота и электронной торговли;
- структуру составления заявки проекта; - структуру написания бизнес-плана; - структуру
составления профильного портфолио;
- структуру составления плана профессиональной карьеры;
- особенности формулирования цели, задач, планируемых результатов;
- различные электронные ресурсы и сайты для поиска информации по актуальным
вопросам молодежи, предпринимательства, проблем региона;
уметь:
- владеть информационной компетенцией: поиск и использование информации;
- владеть коммуникативной компетенцией: грамотная речь, установление контакта с
людьми (в том числе по телефону и по электронной переписке);
- определять и отстаивать свою позицию, аргументировать, вести диалог;
- владеть навыками презентации для различных аудиторий слушателей;
- владеть компетенцией самопрезентации;
- выявлять актуальные, коммерчески выгодные бизнес-идеи;
- писать маркетинговые и бизнес-планы;
- организовать мероприятие по теме своего проекта (мастер-класс, игру, конкурс и т. п.);
- анализировать свои способности, интересы и соотносить с требованиями современного
рынка труда, с качествами социального предпринимателя;
- владеть алгоритмическими методами планирования и прогнозирования бизнес-идей;
- ставить цели и видеть альтернативные пути действия в определенной сфере;
- владеть технологиями принятия решений и ответственного выбора.
Результат освоения программы
1) Личностные результаты изучения программы:
― сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
― сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
― готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности,
к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию
на протяжении всей жизни;
― выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
15

― сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
― ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
― мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
― осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое
благополучие, благополучие своей семьи и государства.
2) Профессиональные результаты изучения программы:
- умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых
задач;
― умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
― формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа
финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного
бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;
― умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
― умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения задач данного курса.
3) Коммуникативные действия:
― осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (внутри
образовательной организации, а также за ее пределами), подбор партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
― формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационых технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической,
фактической и аналитической финансовой информацией;
― координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
Формы аттестации/контроля
Основными методами и формами отслеживания образовательных результатов
являются методы психолого-педагогической диагностики: анкетирование, опрос, наблюдение,
тестирование, анализ продуктов деятельности, кейсы, зашита проекта.
Основными формами фиксации образовательных результатов выступают:
аналитические материалы по результатам диагностики, портфолио учащихся.
К формам предъявления и демонстрации образовательных результатов относится
защита проекта.
Текущий контроль проводится в форме наблюдения педагогом за выполнением
16

практических работ, проектных заданий, творческих заданий на занятиях в течение освоения
программы.
Промежуточная аттестация по итогу освоения программы проводится в виде презентации
результатов разработанных стартап-проектов.
Оценочные средства
Результаты
1. Личностные

Параметры оценивания
- инициативность;
- умение работать в команде;
- познавательная мотивация
самостоятельности;
- дифференцированная самооценка своих
способностей
Предметные
- знание истории отечественного
предпринимательства;
- понимание процесса бизнес творчества, в
том числе дизайн мышления;
- знание основ проектирования стартаппроектов;
- умение применять технологии
целеполагания (SMART);
- понимание основ создания бюджета;
- умение организовать продвижение;
- умение пользоваться методами дизайнмышления
Метапредметные - умение ориентироваться в
информационном пространстве и
анализировать информацию;
- готовность осуществлять эффективную
коммуникацию;
- умение оценивать результаты своей
деятельности

Диагностические средства
наблюдение,
беседа о личностном смысле освоения
программы,
анализ продуктов деятельности
наблюдение,
анализ продуктов деятельности
(защита проекта),
экспертная оценка

наблюдение,
анализ продуктов деятельности
(защита проекта),
экспертная оценка

Критерии оценивания групповых и индивидуальных решений
1. Оригинальность и качество предлагаемого группового решения – решение верное,
достаточно оригинальное и его презентация продемонстрировала творческое мышление
обучающихся.
2. Зрелищность – презентация решения имеет положительные отзывы, смогла
заинтересовать на его дальнейшее изучение.
3. Эстетичность – групповое решение оформлено грамотно.
4. Навыки общения и аргументации – спикеры смогли подробно передать смысл принятого
в группе решения, грамотно выстроили презентацию и речь.
5. Сплоченность коллектива – команда продемонстрировала, что все участники коллектива
сыграли важную роль в создании решения, все члены команды проявили энтузиазм и
заинтересованность в качестве решения.
Уровни оценивания:
1) низкий уровень (1 балл),
2) средний уровень (2-3 балла),
3) высокий уровень (4 балла).
17

Критерии оценки защиты проекта
Критерий оценивания
Постановка цели,
проблематизация

Показатели
1. Проектная работа соответствует цели и отвечает на проблемные
вопросы – 3 балла
2. Проектная работа соответствует цели и отвечает на некоторые
проблемные вопросы – 2 балла
3. Проектная работа не совсем точно отражает цель проекта и его
проблемные вопросы – 1 балл
Формулировка задач проекта
1. Поставленные задачи ведут к достижению цели проекта – 3 балла
2. Не все задачи ведут к достижению цели проекта – 2 балла
3. Представленные задачи не ведут к достижению цели проекта – 1 балл
Результаты работы:
1. Результаты работы, представленные при помощи компьютерных
средств, оформлены в соответствие с правилами– 3 балла
2. Результаты работы, представленные при помощи компьютерных
средств, содержат незначительные ошибки в оформлении – 2 балла
3. Результаты работы, представленные при помощи компьютерных
средств, содержат значительные ошибки в оформлении – 1 балл
Выступление:
1. Устное выступление участника логично, отсутствуют грамматические
и лексические ошибки – 3 балла
2.
Устное
выступление
участника
логично,
присутствуют
незначительные грамматические и лексические ошибки, не мешающие
пониманию материала – 2 балла
3. Устное выступление участника не всегда логично, присутствуют
грамматические и лексические ошибки, которые затрудняют понимание
– 1 балл
Соответствие выступления и 1. Выступление не повторяет текст презентации или публикации – 3
презентации:
балла
2. Выступление частично повторяет текст презентации или публикации
– 2 балла
3. Выступление полностью повторяет текст презентации или
публикации – 1 балл
Ответы на вопросы:
1. В ходе устного выступления даны ответы на все вопросы – 3 балла
2. В ходе устного выступления даны ответы на некоторые вопросы – 2
балла
3. Обучающийся затруднялся давать правильные ответы на вопросы – 1
балл

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
выступает одна бизнес-сессия по защите проектных работ (во втором полугодии) - презентация
обучающимися планов профессиональной карьеры или бизнес проект.
Результатом работы по программе становится положительная динамика развития
предпринимательских компетенций обучающихся, а именно:
1. У обучающихся прослеживается положительная динамика уровня развития
информационной, коммуникативной и проектной компетенций в условиях бизнеспроектирования.
2. Сформирована готовность к личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся.
18

3. Развита предприимчивость как способность управлять своими жизненными планами.
Достижение заявленных результатов определяется в процессе мониторинга.
Мониторинг реализации программы
Программа «Я- Предприниматель (Построй свой бизнес)» - 2 формы мониторинга:
-текущий (экспертиза результатов деятельности, практические упражнения);
- итоговый (презентация бизнес-проектов).
Основные
методы
мониторинга:
психологическое
тестирование
уровня
сформированности заявленных компетенций, анализ творческого продукта деятельности (анализ
индивидуальных планов личностного и профессионального развития, отчетов по их реализации,
бизнес-проектов).
Диагностический комплекс:
1) Анализ творческого продукта деятельности обучающихся предполагает высокий,
средний и низкий уровень исполнения следующих документов:
индивидуальный план профессиональной карьеры (критерии оценки: наличие цели и
задач, анализ возможных препятствий и их преодоление, наличие ресурсной карты, полугодовой
самоанализ, итоговый отчет о реализации, соответствие полученного результата поставленной
цели);
портфолио (критерии оценки: портфолио содержит 4 раздела, наличие автобиографии,
наличие жизненных планов, наличие резюме, наличие отзывов, портфолио оформлено по
выбранной специальности, эстетическое оформление портфолио);
бизнес-проект (критерии оценки: наличие цели и задач, актуальность и социальная
значимость, реалистичность проекта, степень реализации, отчет о проделанной
работе/презентация продукта проекта, содержательность изложения).
2) Психолого-педагогическое тестирование осуществляется с помощью следующих
методик:
1. Тест на определение мотивации – модификация теста-опросника А. Мехрабиана для
измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым: диагностика
двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания
неудачи.
2. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). Авторы В.
В. Синявский, Б. А. Федоришин: базируется на принципе отражения и оценки испытуемым
некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Методика констатирует
наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период
развития личности.
3. Тест «Жизнестойкость» (С. Мадди; в адаптации Д.А.Леонтьева и Е.И.Рассказовой)
Жизнестойкость как личностный конструкт (hardiness) включает в себя три сравнительно
автономных компонента: «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска»: «вовлеченность» –
отражает отношение испытуемого к себе, к окружающему миру и характер взаимодействия между
человеком и действительностью; «контроль» – способность человека осуществлять контроль над
собой в неординарной, экстремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией; «риск» –
готовность человека предпринять какие-либо действия без гарантии будущего успеха.
4. Опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова): предназначен для
диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического
целеполагания.
19

VI . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа содержательно и
технологично учитывает возрастные особенности обучающихся. Программа реализуется в форме
коворкингов, основанных на групповом проектировании.
Программа адаптирована для реализации в режиме дистанционного обучения с
использованием ресурсов ZOOM, Google meeting и интерактивных досок сanva Lino (для
организации работы с использованием электронных стикеров и мозговых штурмов), trello – для
организации работы по планированию стартап-проектов и др.
В программе возможно использование других цифровых возможностей и ресурсов, в том
числе возможностей социальных сетей. В программе предусмотрена контактная работа с
преподавателем (в том числе в дистанционном режиме реализации), а также самостоятельная
работа групп по разработке командных стартап-проектов.
Участие родителей (законных представителей) может быть предусмотрено в случаях:
• участие в презентации и защите командных стартап-проектов;
• участие в организации встреч с гостями, в том числе в режиме видеоонлайн-конференций;
• участие в реализации воспитательных мероприятий в рамках реализации программы.
Методы и технологии обучения.
Ведущим методом организации обучения в программе является интерактивное
обучение и игровое проектирование с применением основ дизайн-мышления.
Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов, продуктов,
алгоритмов и т.д.
Проектирование — процесс создания проекта, прототипа, «прообраза» предполагаемого
или возможного объекта или состояния. Проект какого-либо объекта может быть индивидуальным
или групповым. Для осуществления этого метода участников занятия разбивают на группы,
каждая из которых занимается разработкой своего проекта. На следующем этапе участники групп
погружаются в совместную работу, выполняя задачи по разработке или совершенствованию
объекта или процесса.
Метод игрового проектирования отличается высокой степенью сочетания
индивидуальной и совместной работы обучаемых, причем больший вес приобретает именно
командная работа в решении поставленных задач. Создание общего для группы проекта требует, с
одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой — умений
вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения
профессиональных вопросов.
Учебное время, которое уделяется на групповое проектирование, обуславливается:
- сложностью поставленной задачи,
- уровнем подготовленности учебной аудитории.
Если учебная группа знакома с методом и принципами групповой работы, обучающиеся
активно включаются в совместную деятельность, педагог может уделить значительное время на
совместную групповую работу. Если учебная группа не обладает навыками совместной работы, то
игровое проектирование может использоваться только как вкрапление в другую технологию,
например, в контексте разработки решения после анализа ситуации.
На третьем этапе применения метода игрового проектирования группы осуществляют
презентацию своих проектов. Презентация должна включать не только словесное описание
предлагаемых объектов, процессов, моделей, но и обязательное визуальное отображение
20

результатов проектирования. В этой связи, участники группового взаимодействия, еще на этапе
подготовки проектов должны продумать презентацию и использовать флипчарты, электронные
средства, бумагу.
После осуществления презентации проекта, на следующем этапе, каждая группа (включая
«презентаторов») погружается в обсуждение проекта. Основной задачей дискуссии является
определение сильных и слабых сторон предлагаемого проекта. Традиционно группам дается
некоторое время на внутригрупповую подготовку к обсуждению проекта, а затем, в порядке
установленной очередности, участники обсуждения представляют свои позиции. Таким образом,
дискуссия и обсуждение проектов обычно носит цикличный характер и может реализовываться в
несколько этапов.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
1. Проект разрабатывается по инициативе обучающихся. Возможно одновременное
выполнение обучающимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения
обучающихся, педагога, бизнес-окружения образовательной программы.
3. Работа по проекту моделирует квазипрофессиональную деятельность.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают профессиональные
компетенции, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и
изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет
потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении образовательной
программы ресурсы.
8. Техническая карта проекта является документом, конкретизирующим структуру проекта
и включает в себя информацию об организации проектной группы, персонификации ролей и
ответственности.
На занятиях целесообразно придерживаться технологической карты проекта в
разработке групповых стартапов:
1. Миссия, Видение, Цели и Задачи проекта
Формирование концепции решения начинается с выяснения у заинтересованных сторон,
описания и фиксации проектной группой целей проекта. Далее каждая цель разбивается на
измеримые компоненты – задачи.
2. Предположения и Ограничения
В процессе формирования концепции решения проектная группа постоянно
взаимодействует с заинтересованными сторонами, собирая необходимую информацию о
требованиях к функциональности будущего решения. Тем не менее неизбежная неполнота
информации приводит к тому, что относительно некоторых функциональных возможностей
решения могут потребоваться предположения (assumptions). Помимо функциональных требований
заинтересованные стороны могут выдвигать качественные требования, задающие ограничения на
создаваемое решение. Также ограничения могут порождаться средой, в которой должно будет
функционировать решение после внедрения.
3. Рамки проекта
Рамки (scope) определяют пространство параметров, в котором будет создаваться решение,
детализируя функциональность, определяя, что останется за рамками решения и указывая
21

критерии, по которым заинтересованные лица будут судить о готовности решения. Рамки
создаются на основе единого видения, являются результатом компромисса между
сформулированными целями и условиями реальности и отражают приоритезацию заказчиком
имеющихся требований к создаваемому решению. Частью процесса определения рамок проекта
является вынесение менее важной функциональности из текущего проекта в планы на будущее.
Рамки проекта (project scope) определяют объем работ, который должен быть выполнен проектной
группой для поставки заказчику каждого из элементов, определенного рамками решения.
4. Матрица компромиссов проекта
Хорошо известна взаимозависимость между ресурсами проекта (людскими и
финансовыми), его календарным графиком (временем) и реализуемыми возможностями
(рамками). Эти три переменные образуют треугольник компромисов (tradeoff triangle).
5. Вехи проекта
Вехи проекта – это существенные события в жизни проекта. На фазе выработки концепции
обычно “выставляются” внешние вехи, которые показывают достижение видимых целей проекта.
На самом верхнем уровне в качестве внешних вех могут рассматриваться окончания фаз
выполнения проекта. В зависимости от природы проекта вехи могут быть основаны на
финансовых затратах, на прогрессе в проекте, на временных интервалах и т.д. Раннее определение
вех позволяет установить точки на временном графике проекта, по которым заинтересованные
стороны и проектная группа будут судить о ходе его выполнения.
6. Сметы проекта
Выполнение проекта предполагает использование ресурсов и подразумевает наличие
затрат. Ресурсы включают в себя людей, оборудование, различные расходные материалы и т.д.
Затраты рассчитываются на основе тарифов (расценок) на каждый вид требуемого ресурса. В
данном разделе должна быть представлена информация о: ü списке видов ресурсов, ü требуемом
количестве каждого ресурса, ü тарифе на каждый вид ресурса, ü общей стоимости каждого
ресурса, ü общей стоимости всех ресурсов, необходимых проектной группе. На основе
информации данного раздела должен рассчитываться бюджет проекта. Также этот этап – хорошая
возможность идентифицировать специфические ресурсы, которые могут потребоваться для
выполнения проекта.
7. План-график проекта
На этом этапе строится первый вариант графика выполнения проекта на основе
выделенных вех и уже сформулированных задач, для каждой из которых задаются даты начала и
окончания. На фазе выработки концепции график строится на основных вехах проекта. На фазе
планирования график становится более детальным в процессе выделения отдельных задач
проекта.
8. Роли и ответственность
В данном разделе описывается организация проектной группы. Четкие требования к
квалификации, ролям и ответственности членов проектной группы позволяют менеджеру проекта
(обучающемуся, которому отведена эта роль) правильно подобрать команду и дают каждому
понимание его личного вклада в общий успех проекта.
9. Знания, умения и навыки
Участники проектной группы должны удовлетворять определенным требованиям для
успешного выполнения проекта. Эти требования выражаются в терминах знаний, умений и
навыков и должны включать технические, управленческие и иные возможности.
10. Структура команды
22

Структура команды определяет организационные единицы (менеджер проекта, спонсоры,
лидеры команд, и т.д.), задает отношения между ними и зоны их ответственности.
11. Протоколы проекта
Протоколы проекта – это набор описаний процессов в проекте, чтобы все участники
команды действовали в одинаковом ключе. Стандартизация повышает производительность и
облегчает общение как внутри проектной группы, так и с заинтересованными сторонами.
12. Управление рисками
В данном блоке необходимо отразить следующее:
- выбранные проектной группой методы и средства для управления рисками;
- расписание мероприятий по управлению рисками в ходе выполнения проекта;
- роли и ответственности членов проектной группы в процессе управления рисками.
13. Управление внедрением
В игровом проектировании работа не должна заканчиваться на этапе завершения
разработки. Важным аспектом, требующим внимания, является и процесс внедрения как
пилотных, так и финальных версий решения. В данном разделе должны быть описаны способы и
средства по подготовке релизов и управлению их внедрением, как в тестовые, так и в
производственные окружения.
14. Достижение качества проекта
Данный раздел описывает, каким образом в ходе выполнения проекта будут
удовлетворяться ожидания заказчика и будущих пользователей к качеству создаваемого решения,
как с точки зрения разработчиков, так и со стороны управления. Достижение требуемого качества
решения должно быть описано через:
- ожидания к качеству решения;
- процесс проверки качества;
- процесс управления достижением качества;
- роли и ответственности в процессе достижения качества.
Содержание и структура деятельности над проектом
Стадия
работы над
проектом
Подготовка

Планирование

Содержание работы на
этой стадии

Деятельность
обучающихся

Деятельность педагога

Определение темы и целей
проекта

Обсуждают предмет с
учителем и получают при
необходимости
дополнительную
информацию.
Вырабатывают план
действий. Формулируют
задачи

Устанавливают цели
Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся.
Помогает в постановке целей
Предлагает идеи, высказывает
предположения

а) Определение источников
информации
б) Определение способов
сбора и анализа
информации
в) Определение способа
представления результатов
(формы отчета)
г) Установление процедур

23

Исследование

Результаты
и/или выводы
Представление
или отчёт

Оценка
результатов и
процесса

и критериев оценки
результатов и процесса
д) Распределение задач
(обязанностей) между
членами команды
Сбор информации,
решение промежуточных
задач. Основные
инструменты, интервью,
опросы, наблюдения,
эксперименты
Анализ информации.
Формулирование выводов
Возможные формы
представления результатов
(отчёта): устный отчет,
устный отчет с
демонстрацией материалов,
письменный отчёт

Выполняют
исследование, решая
промежуточные задачи

Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью

Анализируют
информацию
Отчитываются,
обсуждают

Наблюдает, советует

Участвуют в оценке
путём коллективного
обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся,
креативность, качество
использования источников,
неиспользованные
возможности, потенциал
продолжения, качество отчёта

24

Слушает, задает
целесообразные вопросы в
роли рядового участника

VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально – техническое обеспечение программы:
- учебный кабинет, соответствующий условиям: столы; стулья;
- компьютер учителя с выходом в Интернет – 1шт.;
- интерактивная доска – 1 шт.;
- ученические ноутбуки -10 шт.;
- проектор – 1 шт.;
- экран -1 шт.
.

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
1. Гомола А.И., Жанин П.А. Бизнес-планирование: учебное пособие для ССУЗ. - М.:
Академия, 2015.-144с.
2. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия):
учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2014.-416c.
3. Огнева Н. Р. Десять уроков начинающего свое дело: методическое пособие. – Томск:
Пеленг, 2003. – 114 с.
4. Огнева Н. Р., Банникова И. И., Симоненко Л. А., Ванюкова А. А., Ашихмина Л. П.
Психология успеха и планирование карьеры: методич. рекомендации для педагогов и психологов.
– Томск, 2003. – 288 с.
5. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.
6. Романова М.В. Бизнес-планирование: учебн. пособие.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,
2015-240 с.4.Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия: учеб. Пособие для ССУЗ). –
М.: Экономистъ, 2014.-241 с.
Интернет-ресурсы
Электронный
учебник
«Экономика
организации
(предприятия)» http://www.ecollege.ru/education/lib/abc.htm/
Электронный учебник «Основы маркетинга» http://www.e-college.ru/education/lib/abc.htm/
http://sbi.tusur.ru/
incubator.tsu.ru
asbi.tsuab.ru
incubator.bda-seversk.ru
http://www.micran.ru/
www.fgos.ru
www.allpravo.ru
www.kodeks.ru
www.lawbook/by
www.oprave.ru
www.yurclub.ru
Список литературы для учащихся
1. Астахов, П.А. Я и государство: для среднего школьного возраста / П.А. Астахов. – М. :
Эксмо, 2010. – 96 с. – (Детям о праве).
2. Липсиц, И. Удивительные приключения в стране Экономика М.: ВитаПресс, 2011
3. Маркуша, А. Мозаика для делового человека / А. Маркуша. – М., 2007. – 362 с.
4. Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся (под ред. С.Н.Чистяковой и
А.Я.Журкиной).М., 1993
5. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных
учреждений /М. Колосова, Р. Кокорев, И. Виноградова. - М. : Вита-Пресс, 2005. – 272 с.
6. Прошитская, М.П. Правильно выбери профессию / М.П. Прошитская. – М., 2008. – 325 с.
7. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М., 2009. – 320 с.
26

8. Тончу, Е. А. Большой бизнес для маленьких детей/Е.А. Тончу. Энциклопедия для детей.
М.: Аванта+, 2007 г. -264 с.
9. Чумаченко, В., Горяев, А. Основы финансовой грамотности. 8-9 классы. Учебник. ФГОС,
Издательство «Просвещение», 2019
10. Чуб, Н. Азбука бизнеса./ Н.Чуб, Харьков: Фактор, 2011 - 96 с.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».